Место строительства самого известного в мире космодрома Байконур было выбрано в Казахстане не случайно. Он расположен в его степной части. Деревьев и кустарников в этой местности нет. Кругом растет верблюжья колючка, и лишь весной цветут тюльпаны. Поэтому больших селений и городов в этой местности нет. Это был немаловажный фактор, но важнее было то, что там, в течение 300 дней в году светит солнце. Когда я там служил, температура воздуха летом достигала 60° по Цельсию в тени. А в 1983 году лето было аномально жарким, температура воздуха была еще на 5° выше, чем в предыдущие годы.
В самый пик жары, когда солнце находилось в зените, то есть с 12 и до 14 часов дня было обеденное время. Металлические предметы, лежавшие на земле, очень сильно разогревались на солнце, поэтому существовало дополнительная мера предосторожности обращения с ними. За них нельзя было браться голыми руками, делать это можно было только в рукавицах или в перчатках. В противном случае ожог был гарантирован.
Знакомство с условиями жизни, а также с флорой и с фауной Байконура
Чтобы привыкнуть к окружающей среде, мне понадобилось какое-то время на адаптацию. Самым трудным, наверное, было привыкание к постоянной жаре, спрятаться от которой было невозможно. Постоянно хотелось пить, но надо было терпеть, так как утоление жажды не решало всей проблемы. Однажды, я за день выпил столько воды, что к вечеру боялся шагнуть. Мой желудок был заполнен ею до предела, а пить все равно хотелось.
Расположение войсковой части и ее окружение
На территории нашей части, в которую я был приписан, находилось несколько строений. Это были две казармы с двумя входами каждая, для расположения в них четырех рот. Отдельно стоял штаб с отдельным входом в медсанчасть. Был еще клуб для просмотра фильмов и также с отдельным входом в библиотеку. Было еще одно отдельное здание, в котором находился буфет. Солдаты называли его чайханой. Естественно, на территории части была столовая, а также уличные туалеты. Было еще пара небольших строений. Одно для кипячения воды, другое служило помещением для дежурного на КПП с воротами. Вся территория нашей части была огорожена бетонным забором. С одной стороны, возле казарм, по другую сторону забора располагалась другая войсковая часть. За КПП была дорога, которая уходила влево. Она вела к строительным объектам и поворачивала в сторону города. Проехать в другую сторону по этой дороге было невозможно. Около въезда на территорию нашего отряда дорога заканчивалась, там был тупик.
Через дорогу, напротив нас, стояла часть майора Пшеничникова. Рядом с ней находилось еще какая-то военная часть и зубная амбулатория. Территория за ними тоже была застроена. Там тоже располагались войсковые части, небольшой военный городок, где проживали офицеры со своими семьями, а также комендатура, столовая и еще несколько различных строений.
Территория нашей части, в отличие от других частей, была не прямоугольной, а трапециевидной формы. Очевидно, это было связано с тем, что с противоположной стороны от въезда в нашу часть, проходила железнодорожная ветка, которая появилась раньше. Иногда по ней проезжали мотовозы, которые тянули вагоны в одну или в другую сторону.
Со стороны железнодорожного полотна, находились ворота, которые постоянно были открыты и никогда не закрывались. Заехать в нашу часть или выехать из нее через них было невозможно, так как там не было дороги, а путь преграждали рельса. Чтобы зайти на территорию части пешком с этой стороны, нужно было сделать огромный крюк. Единственное, куда беспрепятственно можно было попасть, если пойти вдоль железнодорожного полотна, это прийти на станцию Тюратам. Правда, солдаты бегали через эти ворота в степь, чтобы, например, насобирать верблюжьей колючки. Пить сырую воду строго запрещалось из-за опасности заболеть дизентерией и гепатитом или просто получить расстройство желудка с вытекающими неприятными последствиями. Поэтому воду постоянно кипятили в больших объемах. При этом в нее добавляли верблюжью колючку. Она придавала воде желто-розовый оттенок и специфический вкус. Пить отвар было намного приятнее, чем просто кипяченую воду. Нам говорили, что этот отвар полезен, поскольку оказывает благоприятное воздействие на организм.
На территориях войсковых частей, в том числе и нашего отряда, росли деревья и кустарники. На газонах была зеленая трава. Но, все это было благодаря только тому, что везде находилось искусственное орошение. Это были железные трубы небольшого диаметра с маленькими отверстиями, через которые круглосуточно струилась вода. Она попадала в небольшие канавки, по которым текла под деревья и кустарники.
Растительность и живность степного Казахстана
Иногда солдаты бегали в степь, чтобы сорвать небольшой весенний тюльпан, высушить его и отправить своей любимой девушке.
Еще они ловили в ней скорпионов, которых заливали эпоксидной смолой. Потом, бойцы обрабатывали их, придавали им форму, шлифовали, делали из них кулоны для своих любимых женщин.
Охотиться за скорпионами было несложно. Однажды трое солдат из числа москвичей, позвали меня с собой. Тогда мне и представилась такая возможность посмотреть и поучаствовать в одной из охот на скорпионов. Делали они это очень просто с помощью длинных палок, с воткнутыми иголками на конце. Увидеть скорпионов в степи днем было невозможно, хотя, их было там бесчисленное множество. В дневное время все они прятались от лучей испепеляющего солнца под камнями. Достаточно было перевернуть небольшой камушек и откинуть его немножко в сторону, чтобы с 80% вероятностью увидеть, прятавшегося под ним, скорпиона. Как правило, под тремя из пяти перевернутых камней, прятался один скорпион, а под четвертым сразу два скорпиона. Брать руками их было опасно, так как скорпионы сразу принимали позу для атаки. Они задирали свои хвосты вверх, на концах которых были дугообразные иглы. Тельце у скорпиона очень мягкое и его легко можно было проколоть иглой. Бойцы ловили их с помощью своих нехитрых устройств и сажали в банку. Мне приходилось видеть, как скорпионы пытались наносить своими иглами удары по палкам. При этом они следили за их приближениями. Это было видно по тому, как они разворачивают и направляют иглы на своих хвостах.
Иногда скорпионы убивают друг друга, поэтому они предпочитают соблюдать дистанцию. А вот то, что они способны убить самих себя, мне кажется мифом. И вот почему. Скорпион способен ужалить самого себя, но он не умирает, а впадает на какое-то время в состояние комы. Например, скорпион может ужалить себя во время пожара, если не видит возможности куда-либо убежать. И, если ему суждено будет сгореть, то он примет свою смерть с легкостью. А, если останется жить, то продолжит свои движения после того, как выйдет из комы. Удобно, не правда ли?
Еще днем в степях можно было видеть снующих туда-сюда варанов. Они были небольших размеров, но бегали так быстро, что поймать кого-либо из них было почти невозможно. Правда, перемещались они немного необычным образом. В силу строения своего тела и манеры двигаться. Вараны двигались по синусоиде, но перемещаюсь при этом вперед на 2-3 метра. Из-за их быстрого движения, казалось, что они бегут все время прямо. При этом они легко могли подняться вверх по наклонной поверхности или даже забраться на камень приличного размера. После этого варан останавливался и осматривался. Примерно пару секунд он находился на одном месте. Затем он менял свое направление в любую понравившуюся ему точку.
Не знаю точно, может быть из-за нашего присутствия, вараны находились постоянно в движении. Поэтому создавалось полное ощущение того, что у них не бывает ни минуты покоя. Хотя, я допускаю то, что когда их никто не беспокоит, они подолгу могут принимать солнечные ванны.
И все же мне удалось поймать однажды одного варана. Я накрыл его банкой в тот момент, когда он остановился на поверхности камня, чтобы оглядеться. Дальше все было делом техники и ловкости рук, после чего я перевернул банку и накрыл ее крышкой. Варан оказался в западне. Мы смогли разглядеть его очень близко.
— Давайте посадим к нему пару скорпионов, товарищ лейтенант, - предложил один из бойцов.
— Зачем? - спросил я.
— Ну, чтобы просто посмотреть и увидеть то, что они будут делать.
— Разве вам в школе не говорили, что нельзя мучить животных?
— Скажете вы тоже, товарищ лейтенант. Это же не животные, хоть они и относятся к фауне. Ну, давайте попробуем, посмотрим, что будет. Будет ли, он скорпионов есть или нет? Вон их тут сколько.
— Ладно, попробуем, - согласился я. - Держите банку, только варана не выпустите, а то ваш эксперимент накроется лаптем, еще не начавшись.
Ребята засунули пару скорпионов в банку к варану. Тот в свою очередь на них не отреагировал. Зато один из скорпионов ужалил варана. Он вонзил в тело ящерицы свою иглу и начал поворачивать ее в нем слева на право. Было видно, как под кончиком хвоста скорпиона появилась небольшая капля жидкости. Очевидно, что она попала в рану варана, и тот мгновенно обмяк.
— Ну, вот, - сказал я. - Поэкспериментировали? Нет больше бедолаги.
Я вытряхнул тушку ящерицы на поверхность одного из плоских камней. Но, тот не пролежал на нем и минуты, как неожиданно быстро вскочил и убежал куда-то прочь. Бойцы засмеялись.
— А вы переживали за него, товарищ лейтенант. Ему укус скорпиона, что нам прививка. Вон, как он быстро побежал.
Все, что мне довелось видеть в те дни, было экзотикой для меня. Один раз я видел настоящего богомола. Еще как-то раз на территории части, я увидел фалангу. Довольно неприятный и ядовитый паук, который, по словам очевидцев, способен прыгать на пару метров. У одного парня видел следы от укуса такого паука на кисти руки. Он больше напоминал шрам от когда-то пролитой на кожу кислоты.
А, в общем, мне казалось, что казахстанская степь не сильно изобилует живностью, но я ошибался.
Период железных пауков
Где-то в конце или в середине сентября, наступал примерно 2 - 3 недельный период, когда солнце перестает печь, и жара спадает, примерно, до 35 - 40° в дневное время. Появляются всевозможные насекомые. Это комары, мухи, пауки и так далее. Вечером на плацу можно было видеть несколько прыгающих жаб в хаотичном направлении. Однажды мне довелось увидеть маленького серенького степного хомячка. От солдат я узнал, что в степях очень много черепах. Их панцири иногда находили в траншеях, из которых они не могли выбраться.
Вся эта живность была недолго и каждая имела свой период времени, который длился от трех дней до недели. Например, сначала появлялись комары, а после них мухи.
Степной комар очень маленький, но хитрый, пролезает через любую щель. Когда комар летит к тебе, то он громко жужжит на высокой частоте. Его крылья очень маленькие, но движутся так быстро, что создают такие звонкие звуки. Ты готов шлепнуть его, но не тут-то было. Например, ты лег спать, накрылся простыней и слышишь комариный писк. Нет, он сразу не садиться на открытые участки тела, словно знает, что его сейчас пришлепнут. Комар садится в ногах, его писк прекращается. Проходит какое-то время, и он жалит тебя. Весь свой путь, после посадки и до открытого участка тела, он проделывал по простыни пешком. Сегодня есть фумигаторы, но тогда нас спасал обычный вентилятор, которой вращается во время своей работы. Образуемыми потоками воздуха, он просто сдувал с нас этих наглецов.
За комарами появлялись мухи. Их соседства тоже было неприятно. Боролись с ними с помощью соблюдения чистоты и постоянным закрытием двери, чтобы они не летели с улицы. Так что, можно сказать, что с ними было проще. Зато я видел, как на них охотятся лягушки. Они поднимались на все свои четыре лапы и бежали на них, словно были собакой. Я не уверен, что наши лягушки умеют делать то же самое. По крайней мере, раньше такого я не видел. Приблизившись к своей цели, лягушка стреляла в муху своим языком, после чего съедала ее и бежала дальше. Когда лягушка наедалась досыта, то она начинала прыгать.
Зато везде, в том числе на плацу, появлялись пауки. Их было так много, что чтобы пройти, не наступив на кого-либо из них было просто невозможно. Хорошо, что они бегали только по земле и не залезали на какие-либо поверхности, в том числе не лезли по ногам, например, пока ты стоишь в строю.
— Что это за пауки? - спросил я однажды у одного офицера из числа тех, кто видел их и раньше.
— Не знаю, как они называются, можешь не обращать на них внимание. Мы тут прозвали их железными пауками. А сам период их изобилия "Периодом железных пауков".
— Это почему же? - спросил я.
— Их и на асфальте-то трудно задавить, даже если делать это намеренно, не говоря уже о том, что их невозможно раздавить на поверхности обычной земли.
Позже я убедился в том, что все пауки, на которых кто-либо наступал, продолжали свое движение, как ни в чем не бывало. Самое большое количество пауков было вдоль железной дороги. Попадая между рельсов, они образовывали целые реки, потоки которой двигались в разных направлениях, и даже можно было наблюдать завихрения.
Продолжение следует
Эту статью я хотел опубликовать, как продление рассказов о своей офицерской жизни. Получилось, что она больше о природе Байконура, о природе степного Казахстана. Потом, не удалось рассказать все, что хотелось. Тогда я решил, что я расскажу обо всем, о чем хотелось рассказать, отдельными статьями.
А теперь на мгновение представьте себе человека, который приезжает в эту местность именно в начале периода железных пауков. Именно это произошло с моей женой. Она была в шоке от увиденного изобилия фауны. Потом, ее испугала жара, к которой я уже успел немного привыкнуть. Но, наша встреча, это совсем другая история, о которой я расскажу в других статьях.
Если нашли эту статью интересной, то поставьте лайк, можете написать комментарий и поделиться статьей со своими друзьями.
Я желаю вам всем здоровья, и прощаюсь до новых встреч!