Найти тему

Каким должно быть начало начала? Мифы и правда

Расскажу вам одну историю. Слушайте!

Жил-был в одном городе Читатель. Он приходил в книжный магазин, не глядя на автора, открывал книжку и, если первое предложение (ну ладно, первый абзац) было скучным, закрывал ее и никогда не покупал.
И вот однажды встретил он у прилавка давнего Приятеля.
– Берешь? – кивнул Приятель на открытую книгу.
– Нет, – ответил Читатель. – Скукота невозможная! – и процитировал:
«Спектакль очень затянулся. Старуха Барбара не раз подходила к окну, прислушиваясь, когда же наконец загремят поблизости колеса карет. Она нетерпеливее обычного поджидала Мариану, свою прекрасную госпожу, которая, играя водевиль в наряде молодого офицера, вызывала восторг зрителей. Обычно ее ждал лишь скудноватый ужин, зато нынче ей был приготовлен сюрприз — посылка, которую отправил с почтой Норберг, молодой богатый купец, желая показать, что он и вдалеке помнит о своей возлюбленной». – Какая-то старуха, какие-то влюбленные… Ясно, что о любви. Не хочу такое, мне бы что-то умное… – заключил Читатель и рассказал Приятелю о своем приеме выбора интересной книги.
– Возможно, дальше будет и интересно, и умно, – заметил Приятель.
Читатель усмехнулся, покачал головой:
– Исключено! Как говорил великий Гёте:
«Если неправильно застегнуть первую из пуговиц, хорошо застегнуться уже не получится», – он отвернулся и снова принялся открывать первые попавшиеся под руку книги.
«Мда, только одну эту фразу Гёте ты и прочитал, бедолага», – подумал Приятель и положил в свою корзинку отвергнутую книгу – черную, с золотым тиснением: Иоганн Вольфганг Гете, «Годы учения Вильгельма Мейстера».

А теперь серьезно.
Наверняка и вы слышали распространенное мнение, что читатель, взяв книгу с полки книжного магазина, открывает ее и прочитывает хотя бы первое предложение, первый абзац. Именно по нему он и выбирает книгу.
Кем так считается? Издателями, писателями, читателями, которых к этому приучили.
То есть
интригующее первое предложение, динамичный «убойный» первый абзац — важнейшая причина того, купит книгу читатель или нет.
Я так не считаю.
Правильно ли поступает читатель? Да, времени в магазине мало, но стоит ли делать выводы только по началу?

Мало того, я как активный читатель часто сталкивался с тем, что интригующая первым предложением книга оказывалась «ни о чем» и, наоборот, роман с затянутой скучной экспозицией проглатывался, хотелось продолжения.

🔴 Сильно ли цепляет вот такой первый абзац?
«Грэмп Стивенс сидел в шезлонге и смотрел на работающую косилку, чувствуя, как ласковое солнце прогревает его кости. Косилка дошла до края лужайки, поквохтала, словно довольная курица, аккуратно развернулась и покатила в обратную сторону. Мешок для скошенной травы заметно набух».
А это К. Саймак. За роман «Город» писатель получил Международную премию по фантастике в 1953 году.

🔴 С самого обычного описания летнего утра и просыпания героя начинается знаменитый роман Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». Тоже не цепляет-то особо:
«Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыхание мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета».

🔴 А кто из читателей не «пробивался» через сентенцию, да еще обильно сдобренную непонятными именами и названиями?
«Начало есть время, когда следует позаботиться о том, чтобы все было отмерено и уравновешено. Это знает каждая сестра Бене Гессерит. Итак, приступая к изучению жизни Муад’Диба, прежде всего правильно представьте время его: рожден в пятьдесят седьмой год правления Падишах-Императора Шаддама IV». (Фрэнк Герберт, «Дюна». Первая трилогия).

«Верность – вещь распространенная. Ее можно найти в любой части Единого королевства, в любом городе и даже на дороге. Каждый верен чему-то очень важному и значимому, ведь такая верность ничего не стоит, потому что она – пустые слова». (Алексей Пехов, «Ткущие мрак»).

🔴 Нет ничего необычного в обозначении точного времени, описании погоды, даже если это дается от лица героя и показывает его эмоции. Это потом читатель поймет, насколько все важно, но ведь не в книжном магазине, прочитав первый абзац.
«Часы показывали без двадцати пять. Ну, если по правилам, то шестнадцать часов сорок две минуты. Карга ждет его к пяти, к семнадцати то есть, а до ее дома осталось максимум полторы минуты самым неспешным шагом. Погодка та еще, январь в самом сыром бесснежном, зато ветреном варианте, от прогулки никакой радости, но и приходить раньше времени неохота. Точность – вежливость королей». (А. Маринина, «Отдаленные последствия»).

Огромное количество прекрасных удивительных книг начинаются банально: с описаний, без обозначения места, времени, даже не с героя. Хорошо, конечно, если книга нравится с первого предложения, но, представьте, мимо чего мы бы прошли, если бы ориентировались только на начало.

-2

Два года тому назад я провел небольшое исследование: посмотрел на начало семнадцати книг – и новинок, и не очень – холдинга «АСТ-ЭКСМО». Ни одну из этих книг я не читал. Увидеть примеры и результаты о том, каким было начало в них, можно в статье на эту тему «Начало книги: мифы и правда».
В этом году продолжил исследование, в выборку (200 книг) попали не только бумажные – продаваемые в электронных магазинах, где можно прочитать ознакомительный фрагмент, но и самиздат ЛитРеса, других крупных площадок.

К каким результатам и выводам я пришел, об этом – завтра! Удивился сам, возможно, удивлю и вас.

Все статьи в подборке "Сюжет"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература