Пока господа и дамы отвечают на наш опрос «Тяжело ли мужчине 40+ влюбиться?», мы, по воле нашего читателя Дениса, задали подобный вопрос (в его полном варианте) нашему «светочу разума» Лёхе.
— Если речь про меня, то легко, — ответил он, — но кому это надо?
— Тебе, женщине, т. е. объекту любви.
— Вопрос спорный, но я сейчас не об этом. Если углубляться в терминологию, то многие понимают разницу между влюблённостью и любовью. Каждый, естественно, по-своему, но не смешивает понятия. Упростим для ясности. Вот я влюблён, жду звонков и эсэмэсок, порхаю как бабочка, радуюсь каждой встрече, продавщицы всех окрестных магазинов цветов знают меня по имени и делают скидки даже без предъявления скидочной карты. Такая вот усреднённая картинка влюблённого…
— Дурака?
— Даже договаривать не надо, хотя я имел ввиду романтика. Но ты сам всё понимаешь, разница невелика. Вот тут-то и включается рацио. Груз прожитых лет давит и говорит — тебе всё это зачем? Ты знаешь, что за эйфорией придёт похмелье, главный ресурс — время будет потрачено безвозвратно, пусть сейчас тебе хорошо, но что дальше?
— Но женщине это нравится.
— Смотреть на влюблённого идиота? Удовольствие сомнительное. Что хорошо было в юности, после сорока выглядит как-то не очень. Поэтому я специально утрировал пример, чтобы пояснить, что влюблённости в 20 и в 50 лет — суть разные. А сейчас развёрнуто про вторую часть вопроса Дениса. Почему идёт смешение гендерных ролей после сорока, и женщины порой выступают инициаторами знакомства и много чего ещё, а мужики выглядят ленивыми тюфяками.
Первое. Это чистая биология и привет от эволюции. Думаю, что для многих давно не секрет, что мужчины физически сильнее, но менее выносливы. Добыл мамонта, из последних сил притащил его в пещеру, упал на шкуры и дрыхнет до следующей охоты. А женщина всё время пока супруг на охоте, пока дрыхнет на шкурах и т. п. медленно, но верно трудится — готовит, выделывает шкуры, занимается детьми и т. д. Спринт и марафон. Одному надо выложиться быстро, но с максимальным усилием, другой — растянуть «удовольствие». Если по молодости мужик восстанавливает силы довольно быстро, то с возрастом этот период серьёзно удлиняется.
Простой пример из жизни. На первом курсе института мой давний знакомый по звонку срывался хоть за двести километров, если в перспективе были вино и женщины. Годам к 25-27 его уже было тяжело вытянуть куда-либо в пределах города — это же полчаса ехать! Когда он перевалил за 30-летний рубеж, то мог появиться в компании только по предварительной договорённости за неделю-две. Хотя, конечно, шла уже вторая половина девяностых, у каждого ларька был тебе и стол, и дом, да и сговорчивые дамы, но всё-таки…
— Думаю, что у многих есть подобные знакомые, но есть и лёгкие на подъём в 50-летнем возрасте.
— Есть, но их с возрастом всё меньше и меньше. Период «лёгкости» сменяется всё более длительным периодом восстановления. Рацио перевешивает и от многого начинаешь отказываться. Но переходим ко второму пункту, также связанному с нашей биологией. Кажется, что в те же девяностые я задался вопросом, а чего это чуть ли не всех поголовно моих друзей—приятелей стало тяжело вытянуть на стандартную замануху — «вино и женщины…» Тогда же и прочитал, что яйцеголовые поднапряглись и выяснили, что период гиперсексуальности у мужчин как раз к 25-30 годам улетучивается как дым, как утренний туман… А вот у дам как раз к этому возрасту просыпается усиленная тяга к противоположному полу.
Как-то возвращались с одной сотрудницей из командировки. Она тогда была в состоянии развода. Около пяти лет была замужем. Поговорили о делах её тяжких. Так вот. Она без обиняков заявила, что замуж-то вышла по одной простой причине — хорош её избранник был в постели. И добавила, что не только мужики на это покупаются. А замуж она как раз и вышла в свои 30 лет…
— Возможно, что это просто исключение из правил.
— Это просто пример, подтверждающий, что яйцеголовые не всегда ошибаются. Да и народный фольклор про неудовлетворённых женщин не на пустом месте родился. В итоге, что мы имеем? У мужчин к 40 годам главная движущая сила, которую в подробностях описал наш Зигмунд, в упадке, а у женщин всё ещё на высоте, они более выносливы, а стало быть и легки на подъём. Это следует из биологии. Но есть ещё и социальный аспект. Дамы, конечно, могут возмутиться, но время, когда на одиноких женщин смотрят как на неудачниц, ещё не минуло. Это раз. С другой стороны, с возрастом рацио при пониженном либидо у мужчин давит всё сильнее. И этот барьер влюблённость всё чаще и чаще не может преодолеть. Мужчина видит логику развития отношений, понимает, что ему придётся вкладываться своим временем, эмоциями, деньгами при, во-первых, весьма туманном результате, во-вторых, возникает вопрос — а какой, собственно, нужен результат? Решить свои проблемы, но и при этом нагрузить себя чужими? Поэтому женщина может быть прекрасна и привлекательна, но рацио, опыт давят влюблённость на корню. Но, с другой стороны, дают возможность создать нормальные партнёрские отношения на взаимовыгодных условиях.
— Но всем ли они нужны?
— Не всем, но многим. А вот тут может прийти не влюблённость, а любовь, построенная не столько на биологическом влечении, но на уважении и заботе. А это, мне кажется, получше будет. Но далеко не всем дано. Мужчины это понимают, а женщины верят, что такое возможно. А вкупе с биологическими и социальными предпосылками проявляют большую активность, при сниженной мужской. Но ты же понимаешь, что это средняя температура по больнице. А в моём частном случае, отвечая на вопрос Дениса, да, я заметил, что женщины сейчас гораздо чаще проявляют инициативу и знакомятся со мной. В юности такое наблюдалось гораздо реже, хотя и случалось. А влюбиться я могу легко по простой причине — умею отключать рацио, включая воспоминания об эмоциональном фоне влюблённости. Специально этому не обучался, но почему-то могу. Таких немало, как, впрочем, и рациональных мужчин. Кого больше — пусть считает Росстат.