Культиватор № 6 был сумасшедшей, британской машиной для рытья траншей, изобретенной в первые месяцы Второй мировой войны.
Это было детище Уинстона Черчилля, предназначенное для выхода из тупика окопной войны.
В то время это была одна из самых больших и тяжелых движущихся военных машин, но она так и не поступила на вооружение. Многие считали эту идею пустой тратой времени, и, как показала Вторая мировая война, они были правы.
Уинстон Черчилль «Я ответственный, но нераскаявшийся»
Задний план
Ужасы окопной войны Первой мировой войны оставили неизгладимый шрам на всех, кто участвовал в боевых действиях. Многие ожидали — или, точнее, опасались, — что следующая крупная война разовьется в подобных условиях.
В первые дни Второй мировой войны Уинстон Черчилль был назначен первым лордом Адмиралтейства. Черчилль был известен своей превосходной способностью ясно представлять идею решения проблемы и претворять ее в жизнь. Он с большим успехом использовал это во время Первой мировой войны.
Однако менее известна его идея бронированной машины для рытья траншей, которая могла бы копать прямо через линию фронта. Он представлял себе, что войска и техника могут следовать за машиной через свежевырытую траншею, защищающую от огня противника.
Это была основная идея Культиватора № 6.
Эта идея так и не прижилась во время Первой мировой войны, но в первые недели Второй мировой войны Черчилль снова ее выдвинул.
Как первый лорд Адмиралтейства он имел значительное влияние и мог сдвинуть проект с мертвой точки. Он поручил исследовать и построить машину Дж. Х. Хопкинсу, высококвалифицированному конструктору кораблей.
Для надзора за такого рода проектами при Министерстве снабжения был создан совершенно секретный Департамент военно-морского наземного оборудования.
После изучения ряда различных конструкций команда в конечном итоге создала работающую масштабную модель, которую Черчилль показал британскому правительству.
После этих показов правительство дало добро на производство 240 траншейных машин.
Конструкторы подсчитали, что машине потребуется около 1000 л.с.; Первоначально они планировали использовать относительно новый двигатель Rolls-Royce Merlin, но Королевские ВВС получили почти полный приоритет в отношении этих двигателей.
Сэр Гарри Рикардо предложил вместо этого использовать два дизельных двигателя Paxman мощностью 600 л.с. На самом деле это оказалось лучшей альтернативой.
Культиватор №6
У него было несколько названий, каждое из которых скрывало его истинное назначение. Кроме того, известно, что Черчилль часто называл машину кротом.
Культиватор № 6 состоял из двух основных частей: передней и задней части. «Голова» отвечала за собственно рытье траншеи, а «тело» обеспечивало движение машины.
Копающая часть представляла собой большую машину, которая весила около 30 тонн и имела размеры 9,3 м в длину, 2,6 м в высоту и 2,2 м в ширину. Она соединялась с телом через шарнир, позволяя её поворачиваться вверх и вниз, чтобы подниматься или опускаться.
Большое лезвие плуга прорезало верхние 80 см почвы, в то время как вращающийся режущий цилиндр удалял нижние 50 см почвы.
Корпус машины имел длину более 14 метров и очень напоминал танк времен Первой мировой войны. Эта секция весила 100 тонн. Его гусеницы шириной 2 фута проходили по всей внешней стороне машины, максимальная скорость которой на поверхности составляла почти 5 километров в час.
В полностью собранном виде чудовищный Культиватор № 6 имел длину 23,62 м и весил 130 тонн.
Монстр для рытья
Несмотря на свой вес и довольно громоздкий внешний вид, культиватор № 6 отлично справлялся со своими конструктивными требованиями: прорывал траншею в почве.
На полной скорости машина могла выкопать около 1 км траншеи за час.
По ходу пути он вырыл траншею глубиной 1,5 м и шириной 2,3 м. Почва, удаленная из разреза, затем укладывалась по краям траншеи с помощью конвейеров на верхней части машины. Это увеличило глубину траншеи еще на несколько футов.
В действии «Культиватор № 6» должен был прорубать траншею от дружественных позиций в направлении позиций противника.
Чтобы операция не была обнаружена, ее следовало проводить ночью во время артподготовки. Войска могли следовать за машиной через траншею к позициям противника.
Хотя машина подавала надежды, она никогда не участвовала в боевых действиях. С самых ранних этапов войны было ясно, что боевые действия резко изменились со времен Первой мировой войны. Воевать в окопах не собирались, и в результате Культиватор № 6 не пригодился.
Однако испытания крота Черчилля продолжались до начала 1942 года, и проект не был отменен до мая 1943 года.
Считается, что построено пять машин, однако четыре из них были списаны вскоре после войны, а пятая просуществовала до 1950-х годов, когда её тоже списали.
Сегодня от этих замечательных машин не осталось ничего, кроме фотографий, и как таковые они остаются относительно неизвестным произведением инженерной мысли.
🔥 Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать!
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
Телеграм канал
Группа ВК