Когда я возвращался из Петрозаводска, то решил заскочить в Ярославль. Никогда не был тут, а ведь город входит в Золотое кольцо.
Кстати, город не просто входит в Золотое кольцо, а считается его жемчужиной.
Но оставлю разговоры о церквях, архитектуре и природе для тревел-блогеров, а у меня есть другой повод: посмотрите, какого редкого красавца я встретил в самом центре города!
Это уникальный для нашей страны автобус Scania BF80-59 с кузовом от Brødrene Repstads Karosserifabrikk.
Сегодня этот автобус известен туристам, как «Вятский Экспресс». На нём можно поехать в экскурсию по Ярославлю, а также в очень красивое село Вятское, сидя в шикарном ретро-салоне. Но так было не всегда.
Если чуть глубже копнуть в историю конкретно этого экземпляра, то можно вот что узнать.
С 1971 года он работал в Норвегии в компании Sula Rutelag AS. Скорее всего, использовался на регулярных маршрутах.
А вот дальше начинается интереснее. В 1993 году его передали (возможно в дар) баптистской церкви в Москве.
Но там он не задержался надолго и уже в 1996 перешёл к частному перевозчику из Пермского края.
И только в 2017 году он попадает в руки к бизнесмену из Ярославля, который восстановил автобус и решил использовать его в туристических целях.
Но экскурсионным он стал не сразу. Сначала автобус использовали в качестве мобильного кафе на набережной.
Задние окна были наглухо закрыты, а на бампере висело что-то, напоминающее мангал.
И только после очередной модернизации в 2019 году автобус привели к нынешнему внешнему виду: сзади вернули окна, а место мангала заняло запасное колесо.
Надо признать, что так автобус смотрится намного гармоничнее.
Правда без "русификации" всё же не обошлось: ряд элементов вынужденно пришлось заменить.
Посмотрите на фотографию оригинального автобуса, и вы поймёте, что передние фары тут от ВАЗ-2105, вместо противотуманных фонарей - заглушки.
Но владелец сообщил, что оптику приведут к аутентичному состоянию, хотя найти оригинальные фары практически невозможно.
И это только то, что касается передней части. Аналогичный "колхоз" встречается и в других частях кузова.
Салон, конечно, также основательно перекроили, но постарались максимально сохранить аутентичные элементы.
Что касается места водителя, то тут эту задачу удалось реализовать практически на 100%.
Мне очень нравится, как выглядит сиденье и огромный моторный щит рядом с ним.
Интересно, что у водителя нет отдельного входа (как у какого-нибудь ЛиАЗа-677), но к водительскому месту ведёт небольшой проход.
Планировка салона сохранилась ещё с тех времён, когда автобус использовался в качестве мобильного кафе.
Это значит, что у каждой пары сидений тут есть индивидуальные столики, дополненные небольшим светильником.
На общую атмосферу работают милые занавесочки и сохранившиеся мягкие полки для вещей над головами.
Для справки. Brødrene Repstads Karosserifabrikk — норвежский производитель кузовов для автобусов.
Завод располагался в Лунде в Сёгне и производил около 5000 автобусов с 1925 года до банкротства в 1990 году.
Максимум на заводе работало до 100 человек.
В заключение хочется пожелать долгих лет автобусу и его владельцу. Это очень хорошо, что его содержат в таком неплохом состоянии, пусть и не без доли "русификации".