Большинство современных детей с 2-3-х лет растут под влиянием мощного потока медиаинформации, которая поступает к ним с экранов телевизоров, смартфонов, планшетов и компьютеров.
Многим взрослым такое времяпрепровождение ребёнка кажется достаточно безопасным и удобным, из-за чего даже дошкольники просиживают перед экранами по несколько часов ежедневно. Но это иллюзия, расплачиваться за которую придётся в первую очередь самим юным зрителям, у которых в таких условиях формируется «хаотичное мировоззрение» и «клиповое мышление».
Стоит раскрыть оба понятия, чтобы было понятно, о чём речь
Хаотичное, или по-другому калейдоскопическое мировоззрение, – это такая картина мира человека, которая характеризуется своей нестабильностью, несвязанностью информационных блоков друг с другом и противоречивостью накопленных сведений и образов. Следствием бардака в голове становится клиповое мышление, когда человек не способен удерживать внимание на чём-то одном и строить длинные логические цепочки, мыслит короткими обрывочными процессами, постоянно отвлекается и путает важное с второстепенным.
Ложные плюсы клипового мышления
Несмотря на то, что калейдоскопическое мировоззрение и функционирующее на базе него клиповое мышление – это признаки явно дефектной психики, в Интернете распространяется довольно много статей, говорящих о том, что клиповое мышление якобы несёт какие-то плюсы своему владельцу. Чаще всего приводятся такие аргументы:
- Клиповое мышление ускоряет реакцию
- Способствует многозадачности
- Защищает мозг от перегрузки
- Человеку легче подстраиваться под условия
Каждый из тезисов на практике легко опровергается или оказывается отрицательным, а все исследования, подтверждающие положительные стороны клипового мышления, построены по принципу рассмотрения отдельной нестандартной ситуации.
В частности, ускорение реакции происходит за счёт того, что вместо нормального процесса в виде «получил информацию – проанализировал/подумал – отреагировал» человек с клиповым мышлением часто действует по схеме «получил информацию – воспринял поверхностно – отреагировал». Конечно, можно представить гипотетическую ситуацию, когда такая стратегия поведения принесёт некий выигрыш. Но в действительности таких людей легко заменять роботами, задача которых просто выполнять поставленную задачу, то есть реагировать на поступающую информацию, совсем её не обрабатывая или минимально анализируя по уже прописанному шаблону.
Многозадачность людей с клиповым мышлением тоже миф. Если одновременно делать 3-4 дела, раз в пару минут переключаясь с одного на другое, то результативность процесса будет гораздо ниже, чем если те же дела выполнять поэтапно, сосредотачиваясь на каждом из них. Однако люди с клиповым мышлением как раз и не могут долго концентрировать своё внимание на чём-то одном, так как у них мысли в голове бегают хаотично. То есть их «многозадачность» – это просто следствие неспособности длительное время удерживать поток своих мыслей. Самое время вспомнить А.С.Пушкина: «Блажен, кто крепко словом правит и держит мысль на привязи свою».
Третий тезис про «защиту мозга от перегрузки» напоминает поговорку «меньше знаешь – крепче спишь». Действительно процесс мышления в целом достаточно трудоёмкий и энергозатратный, однако он необходим человеку для нормального управления своей жизнью. Если отказаться от обдумывания всего необходимого, то какое-то время может быть легко и приятно, но потом вдруг придут неожиданные последствия, которые ты заранее не спрогнозировал и не предотвратил, потому что «защищал свой мозг от перезагрузки».
И с умением подстраиваться под условия тоже всё просто. Изменение ситуации в большинстве случаев требует проявления ума и воли. Если нет ни первого, ни второго – то остаётся только адаптироваться под то, что есть. По сути, это значит быть человеком-потребителем, а не творцом.
Клиповое мышление – одна из главных угроз 21 века
Теперь о том, почему именно сейчас угроза клипового мышления становится особо актуальной.
Ещё 50-100 лет назад основным источником информации для маленького ребёнка были его родители и ближайшие родственники. Они подавали ему пример своим поведением и образом жизни, а также рассказывали сказки или читали книжки, заодно беседуя о содержании прочитанного. Эта беседа помогала ребёнку понять в целостности, проанализировать и разложить у себя в голове всю услышанную информацию, а родители получали обратную связь на тему того, насколько книга соответствует возрасту ребёнка и полезна для его развития. Объём поступающих таким образом в психику сведений был относительно небольшим, и ребёнок успевал всё обдумать.
С развитием технологий процесс постепенно трансформировался, всё больше наполняясь самостоятельным потреблением детьми видеоинформации. Видеопоток в отличие от чтения книги обладает гораздо большей информационной ёмкостью на единицу времени и к тому же транслирует готовые образы, из-за чего практически не развивает фантазию и в меньшей степени активизирует мыслительную деятельность.
На эту тему есть одна хорошая цитата одного нехорошего человека:
«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит своё. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же». (с) Йозеф Геббельс.
Тем не менее, когда это были мультфильмы по телевизору раз в день на полчаса-час, а остальное время дети также взаимодействовал с реальным миром и книгами – то это было тоже вполне допустимо для возможностей их психики понять новую информацию и в какой-то мере разложить у себя в голове её «по полочкам». При этом, если родители не помогали ребёнку правильно проанализировать и оценить увиденное по ТВ или в кино, то качество обработки информации уже заметно снижалось.
Но сегодня с распространением смартфонов и Интернета, через которые детский контент (на практике часто он совсем недетский или даже антидетский, но оформлен в детском стиле) может транслироваться круглые сутки сплошным потоком, психика ребёнка, подверженного такому влиянию, оказывается в прямом смысле перегружена.
Ребёнок смотрит подряд бесчисленные видеосюжеты и потоки образов, никак их толком не обрабатывает (то есть не выстраивает у себя в голове целостную систему из полученной информации), и они складируются в его мировоззрении огромной мусорной кучей, опираясь на которую ему в дальнейшем предстоит как-то жить и управлять собой.
И самое главное, что ребёнок при этом практически с младенческого возраста привыкает бездумно потреблять медиаконтент. И эту привычку он закономерно сохраняет по мере взросления, постепенно превращаясь в легкоманипулируемый биообъект, как с точки зрения качества накопленной информационной базы, так и с точки зрения качества сформированных алгоритмов мышления.
Аналогия с компьютером
Для лучшего понимания темы, можно привести такую аналогию.
Взгляните на свой компьютер. Каждый файл хранится в нём на своём месте, да и назван своим уникальным и вам понятным именем. Есть полезные программы, которые вы сознательно установили для работы. Есть антивирус, который анализирует всю поступающую информацию и защищает вас от вредных или случайных программ. Периодически вы просматриваете накопленную информационную базу и удаляете всё устаревшее или ненужное. Благодаря всем этим действиям у вас на компьютере поддерживается порядок, вы можете на нём достаточно эффективно решать разные задачи.
А теперь представьте, что, скачивая или создавая на протяжении многих лет новые файлы, вы их никак не называли, а просто оставляли на рабочем столе. При том качали с Интернета всё подряд – нужное и не нужное, полезное и вредное, про котиков, и про устройство вселенной, делая выбор на основании импульсивной реакции и красивой обёртки. Антивируса (в психике это одна из функций «критического мышления») у вас никогда не было и вы даже не знаете, что это такое.
Сможете вы работать на таком устройстве, где в одну кучу будут свалены старые и новые документы, домашние и рабочие фотографии, системные и мусорные файлы, а половина программ установлена не вами и выполняет какие-то сторонние задачи? Думаю, что вряд ли. И вряд ли станете кому-то доказывать, что владелец такого компьютера обладает какими-то преимуществами перед теми, у кого устройство настроено нормально.
Вот только отформатировать жёсткий диск и переустановить систему на замусоренном ноутбуке теоретически всегда можно, а поменять сформировавшееся за многие годы у человека мировоззрение одним походом к компьютерному мастеру не получится.
Что делать и как воспитывать детей в современных условиях?
В принципе ответ на этот вопрос уже во многом содержится в тексте статьи. Но стоит ещё раз повторить главное. Если вы хотите, чтобы ребёнок вырос личностью с целостным мировоззрением, то необходимо достаточно жёстко дозировать объём получаемой им медиаинформации, и с помощью бесед и разговоров о просмотренном и прочитанном помогать её правильно анализировать и усваивать.
Нужно оградить ребёнка от случайного медиапотребления (желательно отказаться от телевидения и ненастроенных новостных лент), приучать использовать медиаустройства преимущественно с образовательным и рабочими целями. «Развлекательный контент» должен обязательно нести позитивную воспитательную составляющую и присутствовать в небольшом количестве.
Закончить статью хотелось бы ещё одной цитатой: «Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребёнку, – это привить ему любовь к чтению».