Найти в Дзене

Защиты для адаптации или сопротивления успехам?

👩‍💼#Психолог Школы Эмоций Ирина Анатольевна

🗣Если описанное в данной статье сопротивление похоже на то, что у вас происходит в жизни, и снижает ее качество, то стоит обратиться к психологу и разобраться, стоит ли тащить за собой дальше эти «костыли». Или отбросить их за ненадобностью и приобретать свой опыт в своей жизни.
✨Желаю вам осознанного подхода и возвращения себе себя для счастливой жизни с другими.

#защита #слияние #сепарация #сопротивление #отношения


В своей работе психолог часто встречается с рядом сопротивлений клиента. И эти сопротивления когда-то человеку были нужны для защиты, для адаптации к окружающей его среде. Без них тогда ему было не выжить. Но бывает, что эти «костыли», которые были так необходимы ему, он без надобности тащит за собой дальше, хотя уже тормозит «благодаря ним». Часто уже бессознательно, не осознавая, что же ему мешает. Одно из сопротивлений получило название «слияние».

С раннего детства ребенок адаптируется к этому миру, в который он пришел. В животном мире новорожденный человеческий детеныш самый беззащитный и неприспособленный к самостоятельной жизни, еще девять месяцев мама «донашивает» малыша на ручках. Без мамы не выжить, и он продолжает быть с ней в слиянии.

Слияние – это первая защита в жизни ребенка, и именно в первый год жизни формируется надежная привязанность к родителям, которая жизненно необходима и является далее гарантом восприятия мира безопасным.

В здоровом варианте развития родитель, чаще мама, в первый год жизни находится с малышом, кормит, играет, ухаживает, разговаривает с ним, доброжелательно относится. И далее постепенно «отпускает», позволяя приобретать свой драгоценный опыт. При этом она находится рядом и готова при необходимости прийти на помощь. Критическим является подростковый возраст, когда происходит проверка на прочность баланса привязанности и позволения приобретать свой опыт, когда родителям необходимо позволить ребенку стать взрослым и не потерять при этом с ним контакт. И здесь привычка быть в «слиянии» может стать сопротивлением, которое не дает отпускать маме, не дает права на свой опыт ребенку. И далее во взрослом возрасте человек испытывает трудности в жизни, не чувствуя себя, не зная, чего он хочет. Бывает так, что ребенок уже давно вырос, но не отделился от родителей, живет с ними, не создает свою семью, не может выбрать профессию, выбирая для себя быть в слиянии. Ведь в этом есть свои вторичные выгоды. Не взрослея, не нужно брать на себя ответственность, быть самостоятельным. Ведь это страшно, когда нет такого опыта, а мама рядом, и она все решает за него, это привычно.

Слияние может проявляться в том, что человек не знает, чего он сам хочет. Когда в детстве родители все за него решают, не дают ничего выбирать, у него нет этого опыта. Получается как в том еврейском анекдоте. Мама зовет ребенка домой, а он спрашивает: «Мама, я замерз или хочу кушать?». Это слияние 1 типа. Человеку сложно принимать решения, делать выборы в дальнейшей взрослой жизни. Приходя к психологу на консультацию, клиенту трудно сформулировать запрос на работу, не знает, что он хочет.

Кода взрослый человек имеет склонность сливаться с партнером, либо другим значимым человеком, он начинает жить не своей жизнью, он «чувствует чувства» партнера, принимает их за свои, не мыслит себя без него, и «теряет» себя, растворяясь в любимом. Это слияние 2 типа. В здоровом состоянии это отношения мамы и младенца, когда жизненно важно быть на одной волне, в слиянии. А также проявление влюбленности, когда важно слиться с другим, максимально приблизиться. Но позже в здоровых отношениях влюбленные люди могут регулировать периоды слияния и разделения на 2 отдельные личности, которые любят друг друга, при этом принимают и уважают индивидуальность, непохожесть другого, его личное пространство. Клиент, который находится в слиянии 2 типа не понимает «где заканчивается партнер и начинается он сам». Это может быть для партнера как «удушающим» вариантом, так и поводом для манипуляций. На приеме у психолога такой клиент не понимает, что он сам чувствует.

В обоих случаях предстоит работа клиента и психолога с сопротивлением «слияние». Необходимо отделение от другого, понимание разности с ним, возвращение себе себя, понимания, что ты сам чувствуешь, чего тебе самому хочется. При этом приходится возвращаться в детство, видеть, осознавать с помощью психолога, что там происходило и почему сейчас так. Осознавание важно для начала изменений, для движения дальше по жизни.

Если психолог сам не осознает в себе это сопротивление, то оно может мешать в его работе. Это бывает, когда клиент симпатичен, и его история сходна, затрагивая струны души психолога. Бессознательно сливаясь с клиентом, ему невозможно помочь, так как не увидишь разности с ним. Во время работы психологу помогает эмпатия, что подразумевает необходимость встать рядом с клиентом, почувствовать его чувства, затем вернуться к себе, осознать происходящие процессы клиента, и суметь привести его к осознанию и решению своих проблем. Для того, чтобы психолог не входил в состояние слияния с клиентом, он сам регулярно проходит супервизии и личную терапию. Это является его личной настройкой для повышения своей эффективности в работе.

Если описанное выше сопротивление похоже на то, что у вас происходит в жизни, и снижает ее качество, то стоит обратиться к психологу и разобраться, стоит ли тащить за собой дальше эти «костыли». Или отбросить их за ненадобностью и приобретать свой опыт в своей жизни. Желаю вам осознанного подхода и возвращения себе себя для счастливой жизни с другими.