Найти в Дзене
VK о безопасности

Негатив в Интернете: как пользователи и блогеры относятся к токсичному контенту

Оглавление

В конце прошлого года «Дзен» и медиа Srsly выпустили научпоп-книгу о нетоксичном общении в сети. В основе книги — исследования «Дзена» о проявлениях токсичности в Рунете. По данным платформы, около 92% пользователей хотя бы раз сталкивались с травлей в публикациях и комментариях.

«Нетоксичное общение в Сети» — гид о том, как распознать иррациональное поведение и понять, почему даже добрые и приятные люди могут задевать своими словами других.

Авторы рассказывают, откуда берется токсичность, чем флейминг отличается от хейтинга, как разговаривать с токсиками и чем от них отгородиться.

"Токс" — что это такое и как часто сталкиваются с ним?

Практически каждый человек, пользующийся интернетом, сталкивался с токсичными авторами и комментаторами (всего 8% опрошенных заявили, что никогда с этим не встречались).

Как показало исследование Дзена, под токсичностью пользователи Рунета чаще всего понимают:

- переход на личности и оскорбления (69%),

- нецензурные выражения (68%),

- проявление ненависти к определенному человеку или группе людей (63%).

-2

При этом около половины опрошенных называет токсичными и непристойные высказывания.

Другие признаки токсичности, о которых рассказали респонденты — это

- угрозы (43%),

- непрошеные советы (27%),

- необоснованная критика (18%),

- указание на ошибки в тексте (17%).

В публикациях пользователи сети чаще всего чаще замечают нетерпимость к другим людям, желание авторов выставить их в дурном свете, а также агрессию — об этом сообщил 41% респондентов. Примерно треть опрошенных отметили использование едкой, язвительной лексики, провокации негативных эмоций, а также распространение сплетен.

Реакция блогеров на токсичность

Большинство создателей контента признались, что стараются не обращать внимания на токсичные комментарии: 49% опрошенных заявили, что это на них никак не влияет. Треть авторов сообщила, что токсичность портит им настроение. Еще 15% полагают, что даже негативная активность является плюсом, поскольку при этом увеличивается вовлеченность аудитории.

Также авторы сообщили, что их поведение по отношению к "токсикам" зависит от ситуации и от того, насколько выражена грубость, при этом они пользуются различными способами: абстрагированием, удалением токсичных комментариев, спокойными ответами на грубость и предупреждением о блокировке.

Сначала авторы реагируют мягко, а жалобы и блокировки обычно используют как крайнюю меру (если не помогли другие способы).

-3

Зумеры грубость замечают чаще

Больше половины участников исследования не реагируют на грубые комментарии. Треть респондентов отвечает на них спокойно, еще четверть отмечает такие комментарии дизлайком. Жалуются на токсичных комментаторов 16% респондентов, отвечают тем же 14%.

Интересно, что вариант "Отправляю жалобу на автора комментария" в два с половиной раза чаще выбирали респонденты в возрастной категории 18–35 лет, если сравнивать с опрошенными в возрасте 45+. Наибольший уровень токсичности в комментариях также чаще отмечали опрошенные 18–35 лет.

Примерно треть пользователей, столкнувшись с токсичной публикацией, ставят автору дизлайк, а 13% отправляют жалобу в поддержку (пользователи 18–35 лет жалуются чаще). Еще 14% сообщили, что прекращают смотреть материалы автора, допустившего токсичность в публикации. Некоторые респонденты (8%) скрывают публикации токсичного канала, а 7% оставляют осуждающий комментарий.

В опросе Дзена, проведенном в декабре 2022 года, участвовали 2 700 пользователей платформы в возрасте от 18 до 55 лет.

Книга доступна для бесплатного скачивания на сайте. Также прочитать ее онлайн можно здесь.

А вы сталкивались с токсичным поведением в Интернете? Расскажите в комментариях.