Найти в Дзене

Коллектив и образовательная среда, разбор от центра LGEG

Чтобы ребенок с радостью шел на занятия, важно, чтобы ему нравилось не только взаимодействовать с учителем и выполнять задания, но и общаться с одноклассниками. С самого раннего возраста дети привыкают взаимодействовать со сверстниками и узнают, что некоторые задачи легче выполнять совместными усилиями. Способность к совместной работе не только необходима в школе, но и пригодится ребенку во взрослой жизни. Если ребенок научится коллективной работе в школе, дальнейший переход от учебы к работе станет гораздо менее пугающим.

Совместное обучение — это систематический подход к поощрению коллективного мышления и обмена знаниями между учащимися. Студенты учатся направлять друг друга и вместе критически осмыслять пройденный материал. Это не только увлекательно, но и легко реализуемо в условиях развития информационных образовательных технологий.

Когда студенты работают в группах, чтобы решить задачу или ответить на трудный вопрос, они участвуют в коллективном обучении. Вместе они разрабатывают теории, проверяют идеи и приходят к общим выводам. Поскольку ни один студент не работает в одиночку, каждый из них может извлечь выгоду из сильных сторон других участников и развить свое собственное понимание.

Однако такой вдохновляющий результат не получится лишь потому, что студентам задали групповое задание. Он требует тщательной и продуманной работы. Мы собираемся погрузиться в мир совместной работы в классе и разобраться в том, почему она важна, что в себя включает и как поощрять ее в учебной среде.

Совместное обучение

Концепция совместного обучения основывается на двух идеях:

  • цели учебной программы становятся ощутимыми для учащихся благодаря диалогу и взаимодействию студентов,
  • группа добивается результата и решает проблемы лучше, чем каждый человек в одиночку.

Коллективная образовательная среда имеет четыре ключевые характеристики:

1. Коллективные знания

В традиционных классах знания часто передаются в одном направлении — от учителя к ученику. В концепции совместного обучения, то есть коллективной образовательной среде, акцент делается на обмене знаниями между всеми участниками. Хотя преподаватели по-прежнему обучают студентов предметным знаниям, в такой образовательной среде в равной степени уделяется внимание развитию знаний, навыков и компетенций, а также личного опыта и культуры, которые каждый учащийся привносит в класс.

2. Коллективные обязанности

Традиционно обязанности постановки целей, разработки учебных задач и оценки знаний возлагаются только на учителя. В парадигме совместного обучения система побуждает самих учащихся решать свои собственные задачи в рамках того, чему их учат. Благодаря этому студенты могут предлагать темы или задания, которые отражают их интересы и цели, и оценивать то, что они узнают. Также внимание уделяется тому, чтобы активно слушать других и относиться к различным мнениям и утверждениям с уважением и терпимостью, а не придерживаться четкой структуры правильного и неправильного.

3. Смешанные студенческие группы

Цель состоит в том, чтобы поделиться как можно большим количеством знаний и опыта, поэтому в группы объединяют студентов с отличающимися наборами навыков и культурным наследием. В коллективной образовательной среде каждый студент должен иметь возможность внести свой вклад и оценить вклад других. Характер сотрудничества заключается в том, что каждый студент может чему-то научиться у другого, независимо от предполагаемого академического успеха.

4. Учителя как посредники

Знания и полномочия распределяются между учителями и учениками, поэтому преподаватель должен чаще играть роль посредника, а не руководителя. Как посредник, учитель помогает учащимся связать новую информацию с их собственным опытом, оказывает помощь со сложностями и дает рекомендации о том, как выстроить процесс обучения более эффективно. Цель состоит в том, чтобы отрегулировать уровень поддержки и объем новой информации и тем самым максимизировать способность учащихся брать на себя часть ответственности за собственное обучение.

-2

Совместное обучение имеет преимущества, которые помогут ребенку в будущем легче адаптироваться к окружающей среде и достичь успеха как в работе, так и в жизни:

1. Коллективная образовательная среда развивает критическое мышление

Коллективное обучение помогает студентам учиться самостоятельно критически относиться к предложенным им концепциям. Проведение дебатов и дискуссий учит детей глубже анализировать предметы и то, как они соотносятся с другими областями знаний.

Способность понимать и анализировать информацию — это навык, который необходим как для большинства профессий, так и для взаимодействия с окружающими.

2. Коллективная среда учит легче справляться со сложностями

В совместной образовательной среде каждый ученик ответственен за собственное обучение и поиск решения проблем с помощью сверстников. Отход от пассивного взаимодействия со знаниями создает потребность в совместной работе и коллективном преодолении препятствий.

3. Коллективная среда развивает коммуникативные навыки

В основе совместного обучения лежит необходимость работать в команде и поощрять друг друга. Для этого учащиеся развивают навыки слушания и учатся ценить вклад каждого. Это формирует социальные навыки, чувство общности и уверенность друг в друге. Еще одна черта такой группы — способность студентов уважительно не соглашаться со сверстниками. Вместо того чтобы опровергать точки зрения или игнорировать их, совместное обучение дает учащимся инструменты для принятия группового решения.

-3

Совместная образовательная среда помогает студентам развивать навыки общения, мышления и логики, однако переход на совместный способ работы требует тщательного планирования и адаптации. Мы решили разобрать стратегии, которые можно использовать для создания коллективной образовательной среды:

1. Установить правила

Установление групповых правил с самого начала — необходимый шаг для того, чтобы учащиеся чувствовали свою причастность к сообществу. Также полезно установить некоторые роли в группе — так студенты будут следить за действиями друг друга, поддерживать выполнение правил и удерживать внимание при выполнении заданий. Эти роли могут различаться в зависимости от поставленной задачи, например, кто-то станет исследователем, руководителем обсуждения или записывающим при выполнении общей задачи.

2. Обучать навыкам сотрудничества

Как и большинству других компетенций, навыкам сотрудничества ребенка необходимо обучать с самого детства. Они включают в себя:

  • Умение слушать

Хотя умение слушать — редкий навык, он необходим в командной работе. Развить его могут помочь такие правила, как «трое до меня», когда хотя бы трое других студентов должны поделиться своим мнением, прежде чем кто-то снова заговорит.

  • Умение задавать вдумчивые вопросы

Вдумчивые вопросы — это основа для исследования и критического мышления. Важно побуждать учащихся думать о том, что им нужно знать по теме, и о том, как структурировать вопросы, чтобы получить правильный ответ.

  • Умение вести переговоры

Группа часто не соглашается с одним решением или ответом единодушно, поэтому важно, чтобы учащиеся научились убеждать других и приходить к компромиссу.

В образовательном центре LGEG мы знаем, как развить у детей критическое мышление и научить их работать вместе — для этого мы используем дебаты, а также тематические и метапредметные дни. Кроме того, на уроках драмы мы учим детей навыкам самопрезентации, а как приятное дополнение к развитию каждого студента в конце года у нас проходят волшебные и красочные спектакли.

Авторская программа, разработанная совместно психологами и предметными экспертами образовательного центра LGEG, помогает развить у ученика эмоциональный и социальный интеллект и направить его на пути освоения языка. В LGEG создана комфортная образовательная среда, в которой каждый студент учится с удовольствием и с радостью спешит на занятия вновь.

Тел.: +7 495 125 29 65

Сайт: lgeg.ru