Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Без паники! Психоаналитический взгляд на панические атаки.

- Это было ужасно! Даже сейчас, когда я вспоминаю это, у меня потеют ладошки и сбивается дыхание. Я думала, что умру! Я просто собиралась на работу и вдруг у меня закружилась голова, я чуть не потеряла сознание, ноги подкосились, я стала задыхаться, я чувствовала в горле ком, казалось, будто сердце сейчас выпрыгнет из груди! Муж вызвал «скорую», это состояние не прекращалось по моим ощущениям целую вечность. Но как только вошёл врач, все куда-то ушло. Это состояние стало периодически повторяться, по утрам. Мой муж очень забеспокоился и записал меня к врачу, врач, в свою очередь, назначил разные обследования, но обследования показали, что я здорова??!!! Мне рекомендовали обратиться к психологу. Я что сумасшедшая? Ненормальная?

- Я бы не спешила делать такие выводы. Похоже у Вас панические атаки.

Я часто в своей практике сталкиваюсь с таким явлением как паническая атака. Давайте разбираться что же это такое и с чем это едят.

Для психоаналитика паническая атака - это, в первую очередь симптом, а симптом имеет смысл. В терапии мы, совместно с клиентом, стремимся раскрыть смысл симптома, и если это удается, то панические атаки исчезают. К сожалению, это бывает не так просто, как кажется на первый взгляд. Конечно каждый человек уникален, а паническая атака сложное и многогранное явление, но все же попробуем описать общий механизм с точки зрения психоанализа.

Пани́ческая ата́ка — внезапный, часто беспричинный приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый мучительными ощущениями (например, сердцебиение, чувство удушья, боль в груди, головокружение, диарея, тошнота). ПА характеризуются быстрым нарастанием страха и, в большинстве случаев, кратковременностью. Обычно это состояние сопровождается различными страхами, например, страхом смерти, страхом сойти с ума или потерять контроль над собой.

Паническая атака представляет собой комплекс соматических и психических симптомов, причем соматические (удушье, тошнота, сердцебиение, слабость, судороги) выходят на первый план. Психические же симптомы, такие как страх смерти, являются реакцией на соматические, тянутся так сказать паровозом.

Но что же является причиной такой острой вегетативной реакции, если с точки зрения физиологии человек здоров?

Очевидно, что какие-то психические процессы, вероятно, неосознаваемые.

Получается такая замкнутая схема неосознаваемые психические процессы запускают симптом, симптом запускает страх, страх усиливает симптом. Человеку, переживающему паническую атаку, кажется, что она возникла «на пустом месте», не было никаких предпосылок, не было тревожных мыслей. И «вдруг» его накрыло!

Если приступы повторяются, то человек начинает испытывать тревогу перед самой возможностью повторения панической атаки. Он страшится самого страха, часто появляется еще и страх перед одиночеством (человек боится остаться с панической атакой один на один) это может стать началом развития панического расстройства или серьезной фобии, например, агорафобии.

Панические атаки могут случатся нечасто, но боязнь панических атак начинает присутствовать постоянно и вызывать значительный дискомфорт для человека. Настолько значительный, что человеку приходится менять привычный образ жизни.

В концепции психоанализа тревога рассматривается, как ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. Первичная тревога – это тревога, которая сопровождает распад Эго. Обратите внимание! Не угрозу распада, а именно распад, чтобы избежать этой тревоги и самого распада существует сигнальная тревога. Сигнальная тревога – это механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе. Функция сигнальной тревоги – не допустить первичную тревогу, а паническая атака – это такая форма бдительности. Паническую атаку можно рассматривать как сигнал для Эго об угрозе. Но парадокс заключается в том, что паническая атака возникает на «ровном месте», когда вроде бы все хорошо и человеку ничего не угрожает. Реакцией на какую угрозу является паническая атака?

Паническая атака является реакцией Я (Эго) на неприемлемые импульсы со стороны ОНО (Ид), когда они пытаются вырваться на уровень сознания, а Я оказывается неспособно их контролировать. Когда разрядка этих импульсов может привести к наказанию от каких-то внешних, значимых объектов. Также паническая атака может являться защитой от безнравственных, с точки зрения Супер Эго мыслей и действий. Таким образом паническая атака, вероятно, служит защитой от чувства вины и стыда, связанных с неприемлемыми побуждениями. Обычно это агрессивные или сексуальные импульсы, выражение которых табуируется культурой.

Люди, страдающие паническими атаками, часто испытывают затруднения, связанные с чувством гнева и фантазиями о мести. Отношения с собственной агрессией выступают на первый план. Бессознательное очень архаично. И если мы на кого-то злимся, то бессознательно желаем убить. Эти бессознательные желания представляют угрозу для значимых и важных объектов. Можно определенно сказать, что панические атаки всегда несут в себе некую амбивалентность.

Например, женщина, описывающая паническую атаку в начале статьи, вытесняет сексуальное влечение к коллеге мужчине, потому что любит мужа и считает себя верной женой. Паническая атака возникает утром перед выходом на работу.

Или молодой мужчина вытесняет свои гомосексуальные влечения, живя с девушкой и испытывает сильнейшие кишечные колики и приступы диареи при попытке выйти из дома, эти симптомы сопровождаются страхом смерти и страхом неизлечимого заболевания. В результате чего развивается сильнейшая агорафобия.

Еще один пример: Женщина стала испытывать сильнейшие приступы тревоги за своего мужа. Ей приходится ухаживать за своей больной, недееспособной матерью, а муж ей совсем не помогает. Она подавляет гнев и обиду на мужа, объясняя «Он же не обязан. Это только моя ноша»

Паническая атака – это актуальный невроз, он всегда связан с актуальной жизненной ситуацией клиента, но за ее развитием стоит ситуация из детства, когда ребенок недополучил эмоционального взаимодействия. В следствии такого опыта не формируются стабильные субъектно-объектные представления. Они остаются хрупкими.

Если в терапии удается выстроить необходимое эмоциональное взаимодействие, атмосферу принятия и безопасности, то терапия может иметь благоприятный исход. То есть сначала терапевт принимает и осознает то что клиент вытесняет, а затем этот опыт осознания и принятия, интроецирует и сам клиент.

Если статья была интересной или полезной нажмите "Сказать спасибо" - это помогает мне понять какие темы для вас наиболее интересны. А также нажимайте подписаться, чтобы не пропустить новые публикации.

Автор: Татьяна Рудых
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru