Найти тему
Smooth & Quiet art

Автопортрет Сезанна, спрятанный под натюрмортом, обнаружен спустя почти 160 лет.

Во время рядовой проверки работы Поля Сезанна из художественного музея Цинциннати “Натюрморт с хлебом и яйцами", главный реставратор Серена Урри заметила нечто "странное”. То, что она нашла под поверхностью, - это секрет, который оставался скрытым почти 160 лет.

(Фото , предоставленные Галереей Цинциннати)
(Фото , предоставленные Галереей Цинциннати)

Ни одна работа не застрахована от времени, и для этого натюрморта 1865 года нет страховки от растрескивание краски. Однако Урри заметила, что эти трещины были сосредоточены в двух определенных областях, а не распространились по всему холсту. И под этими трещинами, резко контрастирующими с темной цветовой палитрой картины, виднелись проблески ярко-белого. Реставратор вызвала бригаду из местной медицинской компании, чтобы сделать снимки картины маслом с помощью портативного рентгеновского аппарата. Объединив сканы в фотошоп, Урри увидела “белые пятна”, означающие, что свинцово-белой краски было гораздо больше, чем она думала вначале. “Я пыталась понять, чем они были… затем я просто повернула полотно на 90 градусов”, - вспоминает она. “Я была совсем одна, но, кажется, я сказала "вау" вслух”.

Фигура, скрытая за хлебом на картине и показанная только через сканы, появляется в белых и черных пятнах. Лицо тихо парит за стеклом, а плечо незаметно выступает за него, оба скрыты под мрачным темным фоном. И что еще более захватывающе — это может быть портрет самого художника. “Я думаю, все считают, что это автопортрет”, - объясняет Урри. “Он позировал так, как это было бы на автопортрете: другими словами, он смотрит на нас, но его тело повернуто”. Далее она объяснила, что если бы это был портрет кого-то другого, объект, скорее всего, был бы полностью повернут к зрителям. Если этот таинственный портрет действительно принадлежит Сезанну, это будет одно из самых ранних изображений художника, которые у нас есть, которому в то время было около 20 лет. Кроме того, это был бы один из немногих автопортретов, не выполненных карандашом.

Питер Джонатан Белл, куратор музея европейской живописи, скульптуры и графики, объяснил, что они активно исследуют и работают над разгадкой таинственной истории этого произведения. “Это будет включать в себя сотрудничество с экспертами по Сезанну по всему миру для идентификации натурщика, а также проведение дальнейшего анализа изображений и технического анализа, чтобы помочь нам понять, как должен был бы выглядеть портрет и как он был сделан”, - говорит Белл. “В совокупности эта информация может помочь нам понять переломный момент в начале карьеры этого великого художника”.

На заре карьеры Сезанна он использовал реалистический стиль живописи, как это видно на "Натюрморте с хлебом и яйцами". Но позже, вдохновленный импрессионизмом, художник сформировал более красочную палитру. В середине 1860-х годов он также экспериментировал с пастозным стилем живописи, используя мастихин для нанесения краски.

Много вопросов возникает при взгляде на верхний слой краски, в том числе о том, какие цвета использовал Сезанн и насколько закончен портрет. Однако вопрос, который, кажется, задают чаще всего - почему? Некоторые искусствоведы предположили, что портрет был неудачным экспериментом, в то время как другие говорят о том, что художнику нужно было экономить деньги, поэтому он повторно использовал старый холст. Урри предполагает, что у художника была внезапная искра вдохновения и ему просто “нужен был холст”, объясняя: “Совершенно ясно, что он не соскребал его”.

(Фото , предоставленные Галереей Цинциннати)
(Фото , предоставленные Галереей Цинциннати)

Так же Серена Урри говорит: “Мы надеемся связаться с коллегами и кураторами из области охраны природы, чтобы узнать, сможем ли мы получить доступ к другому оборудованию”. Если полотно пройдет серию более сложных процессов сканирования, эксперты смогут лучше определить, какие методы использовал Сезанн. Мультиспектральная визуализация проанализировала бы все текстуры краски, показав, какой тип мазка был использован на портрете. Рентгеновская флуоресцентная спектроскопия также позволила бы выявить элементарный состав краски, что позволило бы экспертам сузить круг использованных пигментов.

(Фото , предоставленные Галереей Цинциннати)
(Фото , предоставленные Галереей Цинциннати)

Эти процессы, скорее всего, потребуют снятия картины с экспозиции на некоторое время и бережной транспортировки ее в другое учреждение, что не является легким делом. “Вы не можете просто положить картину в машину и отвезти в Чикаго”, - говорит Урри. Итак, "Натюрморт с хлебом и яйцами" был обратно выставлен на всеобщее обозрение 20 декабря 2022 года, что дало посетителям Художественного музея Цинциннати возможность увидеть эту картину Сезанна "один на один" еще на недолгий срок. Урри объясняет: “Портрет был там, когда Сезанн его написал, и он был там, когда мы приобрели полотно в 1955 году, так что спешить некуда”.