49,8K подписчиков

Актуальность скорейшего строительства второго Северомуйского тоннеля достигла максимума

23K прочитали

Строительство второго Северомуйского тоннеля является одним из самых масштабных и сложных с точки зрения технической реализации инфраструктурных проектов в российском железнодорожном хозяйстве. Основной задачей проекта является увеличение пропускной способности Байкальско-Амурской магистрали (БАМ), которая именно в районе расположения тоннеля достигает минимальных значений — грузопоток составляет 16 млн тонн в год.

Схема расположения второй очереди Северомуйского тоннеля. Подготовительные мероприятия на площадке стартовали летом 2019 г. Однако в следующем году по ряду причин (официально — из-за пандемии) работы приостановили. Позднее в ОАО «РЖД» заявили, что строительство начнется не раннее 2024 г.
Схема расположения второй очереди Северомуйского тоннеля. Подготовительные мероприятия на площадке стартовали летом 2019 г. Однако в следующем году по ряду причин (официально — из-за пандемии) работы приостановили. Позднее в ОАО «РЖД» заявили, что строительство начнется не раннее 2024 г.

На этом участке БАМ сталкивается со сложным ландшафтом: магистраль пересекает горный хребет Забайкалья на территории Муйского района Республики Бурятия. Из-за сложнейшего рельефа местности дорога здесь сужается до однопутного тоннеля протяженностью 15 км, который является длиннейшим среди аналогичных сооружений в России. Вторая очередь проекта нацелена на создание дополнительной товарной магистрали на этом участке, которая, по оценкам специалистов, позволит повысить суммарную провозную мощность примерно в шесть раз, достигая показателя в 100 млн тонн в год.

Однако сейчас из-за перемещения фокуса во внешней торговле на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) актуальность скорейшего строительства второй очереди Северомуйского тоннеля достигла максимума: любые инфраструктурные проекты, увеличивающие экспортный грузопоток, будут обеспечены с точки зрения окупаемости ввиду стабильного прироста грузовой базы.

Поставлена задача: к 2024 году достичь совокупной пропускной способности в 180 млн тонн в год в отношении товарных магистралей, ведущих к морским портам Дальнего Востока и границам со странами АТР. Для достижения этого показателя необходимо избавить БАМ от самых узких ее участков — одним из них и является Северомуйский тоннель.

© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Западный портал Северомуйского тоннеля)
© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Западный портал Северомуйского тоннеля)

Поэтому Министерство транспорта РФ рассматривает сценарий привлечения частных инвестиций к строительству четырех объектов БАМ, прорабатываются и варианты концессии в отношении второго Северомуйского тоннеля.

Экстремальный уровень сложности строительства 15-километрового тоннеля через Северо-Муйский хребет во многом обусловлен суровыми климатическими условиями в регионе: средняя температура колеблется в районе -50 градусов по Цельсию. Как показал опыт возведения первого тоннеля, работу значительно осложняют тектонические разломы в горной породе и постоянный риск сейсмической активности. Тогда строителям удалось разработать уникальные технологии, чтобы «совладать» с рельефом.

© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Северомуйский обход в районе западного портала тоннеля.  Обход протяженностью 64 км был открыт в 1989-м. До этого на протяжении шести лет составы ходили по более короткому маршруту — 24,6 км. Однако на дороге были серьезно превышены допустимые нормы уклона, поэтому от ее использования пришлось отказаться)
© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Северомуйский обход в районе западного портала тоннеля. Обход протяженностью 64 км был открыт в 1989-м. До этого на протяжении шести лет составы ходили по более короткому маршруту — 24,6 км. Однако на дороге были серьезно превышены допустимые нормы уклона, поэтому от ее использования пришлось отказаться)

Понимание грозящих опасностей при строительстве подземного хода побудило ученых Российской академии наук выдвинуть альтернативный проект наземного обходного маршрута. Его трасса пролегает в южной части горного хребта, ландшафт которой характеризуется наличием долинных участков.

Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов