50,6K подписчиков

Гордость отечественных инженеров: лучший мировой проект в области тоннелестроения 2019 года

9K прочитали

Этот тоннель является одним из старейших искусственных сооружений на Дальнем Востоке, признанным памятником истории и архитектуры Приморского края. Строить его начали в 1914-м, однако из-за начавшейся Первой мировой войны завершить кампанию тогда не удалось.

Объект особого стратегического значения

Вернулись к проекту лишь в начале 1930-х. К этому времени объект приобрел особое стратегическое значение: по нему в случае возможного нападения условного противника планировалось скрытно перебрасывать бронепоезда и тяжелые артиллерийские установки в бухту Улисс. В 1936-м «Владивостокский тоннель имени товарища Сталина», расположенный на 7–8 км перегона Баневур – Гайдамак железнодорожной линии Вторая Речка – мыс Чуркин, сдали в эксплуатацию.

© Предоставлено ГК 1520
© Предоставлено ГК 1520

Толщина скального грунта над сводом в некоторых местах достигала 75-100 м: объект мог бы противостоять даже ядерному удару и на тот момент полностью соответствовал своей миссии. В военные годы по тоннелю осуществлялась переброска железнодорожных артиллерийских установок для обороны морских подступов к Владивостоку.

В 1960-м в связи с расформированием 12-й морской артиллерийской железнодорожной бригады сооружение утратило свое оборонное значение и полностью перешло в гражданское пользование. Масштабы грузоперевозок постоянно росли, а в 1970-е здесь стали дополнительно курсировать пригородные электрички.

Масштабная реконструкция

За годы эксплуатации тоннель критически износился и требовал капитального ремонта. Прочность конструкции значительно снизилась из-за воздействия грунтовых вод и вертикального давления жилых массивов, возведенных над дорогой. Образовывались глыбовые наледи, которые постепенно разрушали коммуникации и верхнее строение пути.

© Предоставлено ГК 1520
© Предоставлено ГК 1520

Работы по модернизации стартовали в 2016-м. Проект был подготовлен институтом Дальгипротранс (входит в ГК 1520). Из-за расположения тоннеля в черте города работы велись в условиях стесненной городской застройки с автомобильными разъездами — проектировщикам буквально негде было развернуться. Дополнительные сложности были связаны еще и с тем, что тоннель продолжал функционировать на всем протяжении проектирования и стройки. Поэтому работы проводились в технологические окна, когда производится остановка поездов.

Постоянные протечки стали серьезной проблемой для тоннеля: водоотводы и дренажи не справлялись, трубы проржавели и засорились. В ходе реконструкции некоторые водоотводные скважины, принимающие грунтовую воду, были разбурены заново, некоторые забутованы. Было запроектировано более ста новых скважин для дренажа вдоль основания обделки.

© Предоставлено ГК 1520
© Предоставлено ГК 1520

Подверглась реконструкции и дренажная штольня: в ней восстановили старые скважины и запроектировали новые, произвели ремонт инженерных систем и обделки. Последнюю сделали многослойной, с гидроизоляцией, набрызгами бетона и химической обработкой. Ее принципиально новая структура позволила повысить эксплуатационные характеристики тоннеля, укрепить стены, герметизировать швы и вкупе с обновленной дренажной системой обеспечить сухость тоннеля. Помимо основного объекта, были реконструированы и подходы к нему — с исторической точностью восстановили южный и северный порталы.

Лучший реализованный проект 2019 года

21 июня 2019 года состоялось торжественное открытие обновленного тоннеля. С этого же дня возобновилось движение городских электричек к Мысу Чуркина. Модернизация сооружения увеличила его грузооборот, что неизбежно повлияло и на экономику Приморского края.

© Предоставлено ГК 1520 (Протяженность однопутного железнодорожного тоннеля — 1 382 м; Протяженность дренажной штольни — 1140 м; Строительный объем: тоннеля — 56 978 куб. м, штольни — 7684 куб. м; Ширина тоннеля — 5,5 м; Высота тоннеля — 6,6 м)
© Предоставлено ГК 1520 (Протяженность однопутного железнодорожного тоннеля — 1 382 м; Протяженность дренажной штольни — 1140 м; Строительный объем: тоннеля — 56 978 куб. м, штольни — 7684 куб. м; Ширина тоннеля — 5,5 м; Высота тоннеля — 6,6 м)

В 2020-м в рамках очередной конференции Мировой тоннельной ассоциации, проходившей в США, владивостокский объект был назван лучшим реализованным проектом 2019 года. В ходе голосования он обошел аналогичные проекты в Британии и Сингапуре.

Статья подготовлена совместно с ГК 1520