Понаблюдайте за слабограмотным учеником, когда он будет выполнять упражнение на списывание текста. Вы увидите, как он выуживает по одному слову, не прочитав предложение целиком и не зная, о чем идет речь. Даже списав фразу, он всё равно продолжает оставаться в том же неведении.
Неуспевающий ученик практически не в состоянии принять и обработать входящую информацию. Это явление не является из ряда вон выходящим. Оно типично для подростков, имеющих проблемы с письмом. Причина их безграмотности именно в этом, а не в том, что "плохо учат в школе", "виноват ЕГЭ" и "лень".
Дисграфию надо компенсировать за счёт тех возможностей, которые имеются, сильных сторон, других хорошо развитых мозговых структур. На них, хорошо развитых, и надо опираться, а не писать диктанты и учить словарные слова.
Ведь есть другие активности, кроме зубрёжки и переписываний. Дисграфики не могут справиться с простым текстом. Зато каждый из них способен чувствовать ритм, запоминать очередность движений, петь отдельные слоги. На комплекс движений, которые коррелируют со звуками и грамматическими позициями, и надо опираться. На них перекладывается ответственность за внимание, контроль и, в конечном счете, за письмо в целом.
За счёт так называемых "сохранных функций" люди на многое способны. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" один профессор научил глухого от рождения парня по едва заметным колебаниям речевого аппарата собеседника не только распознавать звуки и понимать речь, но и прекрасно говорить. Ну а мы решаем задачу куда скромнее: вырабатываем внимание при письме, обучаем понимать суть текста и грамотно писать. Старшеклассники отрабатывают программу на специальных алгоритмах. Постоянный рукодвигательный контроль письма снижает количество ошибок до минимума.
А учащихся 8-12 лет мы учим перекладывать звуки речи в фонетическую ритмику и другие игровые структуры. Все трудности и особенности слов переводятся в специальные коды, и это интересное и даже азартное занятие. Родители могут наблюдать процесс, принимать в нём участие, удивляться тому, как текст превращается из «китайской грамоты» в повод для увлекательной игры, а письмо ученика нормализуется.