Авторы
28 декабря 2022 года исполнилось бы 82 года доктору психологических наук, профессору Жанне Марковне Глозман.
Во многих нейропсихологических и дефектологических исследованиях одаренность рассматривается как специфическая ситуация аномального / атипичного развития [1–6; 8–9]. «В детском возрасте встречаемся мы с так называемыми вундеркиндами, или чудо-детьми, которые в раннем возрасте обнаруживают быстрое созревание какого-либо дарования… Уже давно отмечалось, что в таком преждевременном и чрезмерном развитии дарования есть нечто близкое к патологическому, т.е. ненормальному» [2, с. 32]. Иногда эти дети попадают в коррекционные классы или направляются на индивидуальное домашнее обучение.
В основе проблем лежит дисгармоническое развитие — сочетание задержки развития одних функциональных систем с парциальной акселерацией других и нарушение последовательности развития психических функций. Причиной дисгармонического развития может быть врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, например, при психопатии или у одаренных детей. Эта группа детей кроме специфического развития высших психических функций (например, очень высокий уровень развития математических навыков с наличием грубой дисграфии и т.п.) характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой сфере, проявляющимися в неадекватной реакции на внешние раздражители, «вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» [8, с. 38]. К сожалению, личностное и эмоциональное созревание не происходит быстро и не может быть ускорено в отличие от интеллектуального. Отсутствие полноценного взаимодействия со сверстниками, дефицит игровой деятельности приводят к несформированности регуляторных функций.
Исследования М.Е. Богоявленской и Т.Г. Горячевой (2003) показали, что нарушения 1 и 3 блоков мозга (по А.Р. Лурия) у одаренных детей имеют сходную симптоматику со «средними» детьми — повышенная истощаемость и недостаточность произвольной регуляции поведения, а нарушения 2 блока — переработка информации — индивидуальны для каждого ребенка.
Повышенная истощаемость проявляется в том, что одаренные дети трудно переносят любую деятельность, требующую достаточно длительных физических или умственных усилий.
Недостаточность произвольной регуляции поведения проявляется в снижении произвольного внимания. Ребенок может делать только то, что ему нравится, и до тех пор, пока это у него получается. Как только ребенок сталкивается с трудностями, он отказывается от занятий.
Изучение эмоциональных качеств математически одаренных детей (учащихся физико-математической школы при МГУ) с помощью рисуночных тестов [8] выявило связь эмоционально-личностных качеств с особенностями межполушарной организации психических процессов (профиль ПЛО). Менее благополучными оказались амбидекстры по сравнению с другими типами ПЛО. И в пиктограммах, и в «рисунке семьи» обращало на себя внимание также более частое употребление символов, буквенных и словесных обозначений и более редкое, чем в контрольной группе учащихся общеобразовательной школы, изображение людей (в том числе, и самого испытуемого). В рисунке «неизвестного животного» одаренными детьми выявлялись депрессивные и агрессивные тенденции у мальчиков и демонстративные тенденции у девочек.
Таким образом, хотя никаких особенностей в строении мозга, присущих гениальности, пока не обнаружено, одаренность является специфической формой дизонтогенеза вследствие несбалансированности различных функциональных систем, запаздывания, отсутствия или инверсии в прохождении определенных генетических программ или возрастных этапов.
Степень дефектов и возможности их компенсации в значительной степени зависят от условий и направленности воспитания ребенка. Последнее испытывает на себе существенное негативное влияние средств массовой коммуникации, в которых стали очень популярными передачи типа «Алло, мы ищем таланты» или «Я самый-самый» с любованием и восхищением детьми, подвергаемыми чрезмерным физическим (спортивным) или интеллектуальным нагрузкам, не соответствующим уровню психофизиологического развития ребенка и опасным для его полноценного развития. Аналогичный вред наносят восторженные публикации в соцсетях о юных студентах университетов, например, об Ирине Поляковой, которая в 90-е годы в 13 лет окончила школу и поступила в МГУ на экономический факультет или восьмилетней (!) Алисе Тепляковой, сдавшей ЕГЭ и поступающей сейчас на психологический факультет МГУ. Ирина успешно закончила МГУ, быстро сделала карьеру маркетолога, но всю жизнь ощущала себя несчастной из-за изолированности, неумения общения с соучениками и коллегами и давления матери. Несформированность коммуникативных навыков очень затрудняла создание личной жизни и семьи. Два неудачных брака, одна растила сына без алиментов… При этом сына воспитывала совсем по-другому, без завышенных требований и давления. А в конце и в профессии экономиста (выбранной мамой!) разочаровалась и снова пошла учиться. Начиная со школьных лет у девочки были серьезные психосоматические проявления.
Что касается Алисы, нейропсихологический анализ письма девочки в 4 года, которое отец с гордостью разместил на своем сайте, выявляет симптомы задержки психического развития: недостаточную сформированность фонематического слуха и пространственных представлений. То есть уже в 4 года Алисе было необходимо комплексное нейропсихологическое обследование с решением вопроса о необходимости прохождения программы коррекционно-развивающего обучения.
А были ли Ирина, научившаяся читать в 1,5 года, а в 13 окончившая среднюю школу, или Алиса, окончившая ее в 8 лет, вундеркиндами? Сама Ирина считала, что нет, что у нее просто с раннего детства была способность быстро воспринимать и анализировать информацию, хорошие память и внимание, а также старательность. 90 процентов ее способностей, по мнению Ирины, — рутинный, упорный труд. Для нее важен был результат, потому что другой альтернативы радоваться не существовало. Если обычный ребенок помимо учебы мог отвлечься на игры, тусовку, Ирину этого лишили, и у нее — единственного ребенка в семье, в отличие от Алисы — не было даже возможности играть с братьями и сестрами.
А что же такое одаренность? Обращаясь к Л.С. Выготскому, как правило, указывают на то, что «любая одаренность есть специальная одаренность к чему-то одному, и существуют различные предрасположения к той или иной деятельности» [3, c. 349], что развивается им в более поздних работах в призывах выхода из поэлементного анализа. Индивидуальные различия в развитии детей позволяют выделить детей как с задержками психического развития, так и детей с опережающим темпом развития, как правило, сочетающимся с асинхронией развития, например, высокий темп интеллектуального развития при сниженном темпе коммуникативного развития или опережающее развитие рече-лингвистической компетенции при задержке формирования восприятия и воображения или социально-поведенческой компетенции, обуславливающей эффективное взаимодействие с другими людьми [5]. Нейропсихологический анализ такого случая и его коррекции будет представлен в докладе.
Асинхрония, как правило, является следствием неправильного раннего воспитания ребенка. Еще Выготский писал, что специальная одаренность, например, к живописи, музыке или танцу, требует специального обучения с самого раннего возраста [3], но никак не давления со стороны родителей. «Моцарт не стал бы Моцартом, если бы его не привязывали к стулу для многочасовых занятий» — частый аргумент родителей вундеркинда. Ну, во-первых, надо убедиться, проконсультировавшись у специалиста, что ваш малыш действительно будущий Моцарт, т.е. обладает талантом (специальной способностью), а это не плод воображения амбициозных родителей. Во-вторых, необходимо помнить, что одаренный ребенок находится в группе риска аномального психического, эмоционального и социального развития, нуждается в психологическом сопровождении, разностороннем развитии, своевременном обследовании и психологической помощи. И закончить хочется опять словами Л.С. Выготского: «Таким образом, и гений, и идиот представляют из себя в детском возрасте такой же точно объект воспитания, как и всякий другой ребенок, и общие законы педагогики писаны для них в такой же мере, как и для всех детей данного возраста. Только исходя из этих общих педагогических законов, мы сумеем найти правильные формы той индивидуализации, которая должна быть сообщена воспитанию каждой из них» [3, c. 348].
Литература
- Богоявленская, М.Е., Горячева, Т.Г. Нейропсихологические особенности одаренных детей, имеющих нарушения в обучении и социальной адаптации / Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман (ред.) А.Р. Лурия и психология 21 века. Доклады 2- й Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Смысл, 2003, с. 233-236.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М-Л: ГИЗ., 1930, 80 с. 3-е издание. М.: Просвещение, 1991, 93 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика. 1991. 480 с.
- Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста. Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017, гриф УМО, 268 с.
- Заречная, А.А. Психологические условия развития коммуникативной компетентности у детей 6-8 лет с разным темпом психического развития. Дисс. …кандидата психологических наук. М.: МГППУ, 2018, 250 с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Лукьянчикова, Ж.А. Межполушарная асимметрия и эмоциональные особенности математически одаренных подростков. Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
- Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. М., 1959.
- Kanner, L. Child psychiatry. N.Y., 1955.
Источник: Глозман Ж.М., Заречная А.А. Проблема одаренности в нейропсихологии // Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 15–17 ноября 2021 года, г. Москва: в 3-х частях. Часть 3 / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Ассоциация технических университетов, 2021. С. 268–272. 3 DOI: 10.53677/9785919160472_268_272
Глозман Жанна Марковна
профессор, доктор психологических наук. Заслуженный научный сотрудник Московского университета. Ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Научный руководитель Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии. Председатель Международного Исполнительного комитета Международного общества прикладной нейропсихологии (International Society of Applied Neuropsychology).
Москва
Заречная Анна Алексеевна
кандидат психологических наук. Ведущий специалист Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия.
Москва