Найти в Дзене
Психолог из детсада

Чем отличается мышление обычного и аутичного ребенка. Простыми словами с примерами

Оглавление

Расстройство аутистического спектра предполагает самый разнообразный диапазон нарушений в развитии зрительного, слухового, тактильного восприятия и восприятия других модальностей. Из-за аномального функционирования нейронных сетей головного мозга на нарушение функций восприятия «накладывается» еще неправильная обработка поступающей в мозг информации. То есть сенсорные стимулы искаженными поступают в мозг и искаженно обрабатываются.

При нормальном восприятии, мозг выделит главный объект: мальчика. При нарушенном, чаще всего, то что на переднем фоне – ветку, цветы и т.п.
При нормальном восприятии, мозг выделит главный объект: мальчика. При нарушенном, чаще всего, то что на переднем фоне – ветку, цветы и т.п.

То, что восприятие может иметь нарушения в функционировании, наука узнала во многом благодаря...ранениям солдат в голову. Так в период Великой Отечественной войны психолог и врач невропатолог А. Р. Лурия описал немало клинических случаев, выделив агнозии (нарушения различных видов восприятия, при котором утрачивается возможность узнавать информацию, при сохранении чувствительности).

Эти исследования послужили опорой в понимании нарушений процессов восприятия при аутизме.

Ребенок-аутист не может выявить главные и второстепенные признаки предметов. Особенно затрудняется переработка информации, когда нужно «просканировать» сложные объекты со множеством стимулов: «комната», «улица». Как правило, выделяется и запоминается только один-два стимула (часто не значимые при нормальном восприятии) и объект в дальнейшем распознается только по нему.

Пример

В кабинете педагога-психолога, среди множества игрушек ребенок выделил игрушечное дерево с яблоками. «Яблоком» он стал называть как сам кабинет, так и специалиста.

При нормальном восприятии не сразу можно заметить игрушечную яблоню под часами
При нормальном восприятии не сразу можно заметить игрушечную яблоню под часами

Хаос искаженных образов мозг ребенка-аутиста пытается систематизировать при помощи ассоциативного мышления. Другие мыслительные процессы: классификация, анализ, синтез, умозаключение недоступны для понимания, поскольку для их функционирования требуется упорядоченная система целостных понятий. Однако и формируемые ассоциативные связи отличаются от связей при нормальном функционировании мозга.

Например, у ребенка с нормальным развитием восприятия, формируются ассоциативные связи, благодаря усвоенным понятиям о цвете, форме, функциональном назначении различных объектов. В этом случае к слову «арбуз» ребенок подберет эпитеты «круглый», «зеленый снаружи, красный внутри», «сладкий».

Ребенок с аутизмом увидев изображение арбуза произнес: «Дядя Сережа. Больше не надо». У него имеется искаженная ассоциативная связь с этим предметом. Как выяснилось у родителей, дядя Сережа когда-то приносил арбуз (причем было это достаточно давно). Угощал ребенка. Но на каком-то этапе мама прервала это «вкусное занятие», убрала арбуз, сказав, что «больше не надо».

Ребенок с РАС очень страдает от такого искаженного восприятия мира, не позволяющего ему успешно решать умственные задачи, необходимые для нормальной жизнедеятельности. А ведь этот процесс практически непрерывный для нервной системы. Человек в период активности должен каждую секунду делать правильный выбор для успешного развития и завершения самых различных действий.

Абстрактная картина – яркая наглядность хаоса представления мозгом сенсорных стимулов при аутизме. Непросто жить в таком мире
Абстрактная картина – яркая наглядность хаоса представления мозгом сенсорных стимулов при аутизме. Непросто жить в таком мире

Мозг ребенка-аутиста постоянно страдает от сенсорных перегрузок. Страх, тревога приводят к частому всплеску негативных эмоций. «Спасение» нервная система видит в стереотипиях, «помогающих» разгрузке нервной системы и устоявшихся алгоритмах, которые когда-то помогли более-менее справиться с ситуацией.

Пример

Ребенок с помощью воспитателя успешно сходил в туалет, на унитаз, воспользовавшись детским сидением. На сидении был изображен тигренок. Для ребенка «тигренок» стало синонимом для успешного оправления своих надобностей. Несколько дней он успешно ходил в туалет. Но однажды ребенку предложили другое сидение – он воспринял это как нарушение успешно усвоенного алгоритма. Отказался снимать штаны, с плачем повторяя «тигренок», «тигренок».

-4

Задача педагога-психолога, в комплексной работе с другими специалистами коррекционной службы заключается в помощи в сенсорном развитии, формировании правильных алгоритмов орудийной (манипуляция с предметами), игровой деятельности, мыслительных процессов.

Конкретные виды помощи из моей практики психолога, работающего в муниципальном детском саду, готова предложить в нескольких публикациях в наступающем 2023 году.

Уважаемые родители, если вы столкнулись с проблемой детского аутизма, то вряд ли вы найдете на моем канале много информации по данной проблеме. Я – психолог общей практики. По долгу службы веду работу и с детьми с РАС, если таковые посещают детский сад.