Найти тему

Портрет vs портрет или что хочет заказчик

110 прочитали

Будучи художницей, я хорошо понимаю разницу между клиентом, который доверяет написать свой портрет профессионалу, и клиентом, желающим показать себя в своей лучшей ипостаси.

Будучи художницей, я хорошо понимаю противоречие между профессиональными художниками, ставящими свое уникальное творческое видение в приоритет, и коммерческими художниками, ставящими в приоритет дать клиенту то, что он хочет.

Парадоксальность этой конкуренции в том, что по сути и те и другие стремятся заработать на клиенте деньги.

Вопрос только как.

Еще один парадокс в разнице задач "профи" и "коммерсантов". Со стороны простого человека разность задач, которые ставят перед собой те и другие в большинстве случаев в целом не очевидна. Очевиден результат, который может заказчика не удовлетворить. И здесь мы плавно подходим к самому процессу, в результате которого и рождается тот или иной портрет.

Даже ребенок ставит перед собой определенную задачу, когда рисует. Пусть даже бессознательно. Та же задача нарисовать маму и папу. И как ребенок выполнит эту задачу, зависит от его внутреннего настроя/отношения к тому или иному персонажу. Главное, что мы видим в рисунке ребенка - потрясающую искренность/откровенность. Он открыто и свободно демонстрирует свое я-отношение.

Именно я-отношение и как оно транслируется на холсте становится основной парадигмой художника. А художественные приемы - это уже то, что наполняет живопись тем или иным содержанием.

Вспомните портрет графини Орловой, выполненный Серовым с потрясающей откровенностью, выявивший и ее поверхностность, любовь к нарядам. Когда я вглядываюсь в ее лицо, мне она кажется заносчивой и в целом не очень добродушной женщиной. Зато очень стильной и роскошно одетой. Хотелось бы мне иметь такой портрет? Хммм.. Одно дело когда я смотрю на себя в зеркало и вижу то, что хочу видеть. А другое дело портрет, выполненный гениальным художником, где все мои черты характера так изящно и одновременно выпукло показаны. Их может увидеть любой.

Или портреты Ван Гога. Мы знаем, что художник писал портреты и бесплатно для того, чтобы оплатить еду или проживание. Стиль его живописи настолько уникальный, что портретируемые часто разносили его за такие портреты в пух и прах. Его я-отношение проявлялось в цветовом отношении и мазках. Его портреты непросто назвать зеркалом, как портреты Серова, потому что живописные инструменты нестандартные.

Собственно, как и у Хаима Сутина. Мясистая, со свободным мазком. На выставке в музее Фаберже я долго простояла у каждой его картины. Я каждый раз попадала словно в Зазеркалье, где спрятанное оказывалось выпуклым, красивое уродливым и наоборот. Мне он представляется таким большим ребенком, который берет разные краски, смело укладывает мазки в свободном порядке, следуя за своим видением.

Про портреты Никаса Сафронова я писала в предыдущей статье. В его портретах мы видим красивые фасады. Приглаженные, сам портрет (лицо) стилистически не согласован с фоном за счет использования разных живописных приемов. Часто лицо словно "выпрыгивает" за картинную плоскость, в то время как фон, тело остаются декоративно-плоскими. Я чувствую в них наивную простоту, от которой хочется смеяться.

Интересно сравнить его портреты с портретом Ахматовой, написанным Петровым-Водкиным. Выдержанный в одной стилистике. Сравните с предыдущим. Плоский. И в то же время эта двухмерность не чувствуется. Он живой. Живость - жизненная сила - проистекает из глаз поэтессы. Стойкость подчеркивают прямые губы. Лаконичность образа говорит о том, что внешнее - наносное.

Даже не знаю, какой портрет выбрала бы я. Знаю. Портрет в исполнении Хаима Сутина. Самый непостижимый для меня. А вы?

Валентин Серов. Портрет графини Орловой
Валентин Серов. Портрет графини Орловой

Винсент Ван Гог. Портрет госпожи Трабюк
Винсент Ван Гог. Портрет госпожи Трабюк

Хаим Сутин. Польская женщина
Хаим Сутин. Польская женщина

Никас Сафронов. Портрет
Никас Сафронов. Портрет

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Ахматовой
Кузьма Петров-Водкин. Портрет Ахматовой

#серов #петровводкин #сутин #никассафронов #живопись #портрет #искусство