Найти в Дзене
Алябьев Максим

Истории из практики. Устранение созависимости после расставания.

В течение 9 лет моей практики терапевта, тема реабилитации после расставаний мужчин и женщин - остается одной из самых востребованных для обращения. За эти годы я по этому поводу уже немало написал и даже снял целый курс, но только для мужчин) Учитывая современные реалии, где статистика разводов на некоторых местах может достигать до 80%, а цикл жизни семьи сократился до 3 лет, то люди расстаются постоянно, вне зависимости от времен года и геополитических процессов. Расстаются тяжело, со слезами, подорванным здоровьем, взаимными обидами, проклятиями, виной, стыдом. Время на самом деле “лечит” плохо и спустя годы все те же эмоции могут периодически выходить наружу и отравлять жизнь тому, кто их испытывает и людям вокруг. В своих жестоких, бесцеремонных, бывших любимых и ненаглядных - единицы смогут увидеть строгих учителей, через которых Бессознательное/Душа/Мироздание учит наоборот быть мягче, терпимее, добрее, сострадательнее, милосерднее, а должны по идее увидеть - все. Ведь, тот/та -другой(ая), который(ая) такие плохие, придающие, холодные позволяют нам увидеть в отражении самих себя и все свои тяжелые, непереносимые нами же качества. Тяжелое расставание, как любое другое событие необходимо для нашего развития, а не для того, чтобы мы озлобились и стали более жесткосердечными.

Но почему так больно? Зависимые или созависимые отношения это бессознательный механизм компенсации внутренних ресурсов, состояний, которые необходимы человеку, чтобы жить, чувствовать себя собой, завершенным, живым. И даже если отношения приносят боль и от партнера воротит, он вызывает ненависть, без него становится еще тяжелее, бессознательные механизмы работают исправно, маленький мальчик или маленькая девочка внутри нас ждут то тепло, ласку, чувство безопасности, любовь, которую должна была дать мама. Причина кроется в нашем детском прошлом, один из первых вопросов, которые я задаю своим будущим клиентам: “Когда вы были маленькими мама с вами сидела или бабушка, няня, тетя, соседка или еще кто-то? На долго оставляла одного/одну?” В 90 % случаев мне отвечают, что мама много работала, уезжала учиться и т.д., вот вам весьма весомая предпосылка для создания созависимости, если хотите более подробно разобраться, то открывайте теорию развития личности Эрика Эриксона и смотрите периоды до 5 этапа (юность и путаница ролей).

Но этот текст все же не про это, ведь есть другая психологическая теория, например, фрейдистская, там возраста идут немного по-другому, это сути не меняет, эти теории всего лишь помогают терапевту взглянуть на прошлое клиента под определенным углом, чтобы получить аналитическую информацию, на этом практическая польза психологии заканчивается.

Вся эта аналитическая информация без адресной работы с конкретной эмоцией или чувством, считайте с невротическим механизмом - не имеет большого смысла, будет оставаться также тревожно, больно и обидно и более того истинные причины могут быть неизвестны, потому что их попросту может заблокировать бессознательное, например, амнезировать, чтобы уберечь вас любимых от перегрузок. Вот здесь хотелось бы приоткрыть завесу тайны и показать то, как происходит работа на самом терапевтическом сеансе, который реально ведет к ощутимым результатам. Я делал это конечно не сотни раз, но сотню точно, поэтому представляю вашему вниманию сокращенную стенографию сеанса работы.

Погружаю в трансовое состояние. Далее идет работа.

Как только началась работа, у клиента появился спазм в животе и сразу появился образ в виде эмбриона 3 месяцев, который испытывал чувство страха. Я посчитал целесообразным диссоциированно работать с этим эмбрионом, который разумеется был клиентом, и идти с помощью возрастной регрессии в в момент, когда появился этот страх. Нас вывело на момент, когда отец уходил из семьи, когда мой клиент находился еще в утробе мамы.

Далее, обратите внимание, на момент 20 лет, там тоже было тяжелое расставание с девушкой о чем я предварительно узнал у клиента то начала терапевтической работы и травматический инцидент, когда клиенту было 2,5 года и оно никак напрямую не было связано с темой расставаний, но являлось ядром возникновения предпосылок к возникновению созависимости.

— Тогда давай, раз было расставание с отцом, прочувствуй, что мама чувствовала в тот момент.

— Злость.

— Злость. Так, за злостью что чувствовала она еще?

— Сожаление о том, что он не понимает, что происходит.

— Хорошо, где в теле чувствовал злость? Мама чувствовала злость

— Хваталась за голову, у нее сжималось все в груди. Почему он не понимает?

— Так. И смотрим. Смотрим, что у нее сжимается в груди? Сердце?

— Угу.

— Так, а что сердце сжимает?

— Рука.

— Смотрим, чья рука сжимает мамино сердце. Если это рука.

— Мужская рука.

— Папа?

— Папа.

— Спроси у папы, зачем он сжимает мамино сердце?

— Чтобы она не разрушала семью.

— Чтобы она не разрушала семью. Скажи папе - что, делая больно ей, маме твоей, сейчас - это создает тяжелые последствия не только ей, но и еще и тебе, когда ты родишься.

— Угу.

— И попроси его перестать так делать и отпустить мамино сердце.

— Угу.

— Так. Пускай разжимается его рука. Что с мамой происходит, она выдыхает?

— Угу.

— Ей становится легче?

— Угу.

— Хорошо. Прочувствуй, в ее теле тяжесть где-то есть? Либо все уже?

— Нет, все.

— Хорошо. Теперь разрешай. Теперь этому эмбриону… Все, со стороны наблюдай. Тоже почувствовать расслабление. И все. И все. И пускай он пройдет путь, да? Спокойно родится, спокойно родиться эмбрион и станет уже маленьким мальчиком, младенцем. Вот, дальше. Его поведут по линии жизни и папа, и мама до отметки 18 лет.

— Угу.

— Хорошо. И теперь, позволяй ему становиться взрослым, дорасти до твоего возраста.

— Угу.

— И посмотри на этого взрослого мужчину, тебя самого и скажи, как он выглядит. Какой он?

— Молодой, спокойный, уверенный.

— И теперь. Помещай его в грудь к себе, и если нужно, подрасти сам. Ну, если он окажется с виду такой же, а когда ты интегрируешь в себя, он становится больше.

— Угу.

— Так, хорошо. Хорошо, телу нормально?

— Нормально.

— И давай прямо сейчас. Смотрим, какие у тебя с ней есть связи. Смотри, как визуально вы связаны. Может быть, нить, нитями или канатами.

— Да, есть нити.

— Так, хорошо. От какого центра? Откуда куда у вас тянутся?

— От головы и от сердца.

— От головы, от сердца. Давай, смотрим сердце. Что-то в тебе пока заинтересовано сохранять с ней созависимые отношения, определенная часть тебя.

— Угу.

— Вытаскивай.

— Угу.

— Вытаскивай, пожалуйста, и смотрим что это за часть?

— Пробка.

— Пробка. Хорошо. Она вышла.

— Угу.

— То есть она больше ничего не затыкает.

— Угу.

— Так, вот пробка-то вышла. И что начинает выходить, когда больше это ничто не останавливает?

— Не выходить, наоборот, утекать.

— А, утекать. Так, и что начинает утекать?

— Сил становится все меньше.

— Сил становится все меньше. А куда утекает сила?

— Куда-то, внутрь просто стекает и все, в никуда.

— А твоих сил меньше становится?

— Угу. Моих.

— Ладно. А посмотри это пробка из сосуда какого-то?

— Нет, это какая-то ванная пробка такая.

— Так. А зачем она нужна, чтобы энергия не уходила?

— Угу.

— Так, хорошо. Как она должна поменяться, чтобы энергия и не уходила, и при этом это тебя не связывало так с этой девушкой?

— Я должен создать свое сам.

— Так, хорошо, давай создадим новую часть. Хорошо. Как выглядит эта часть?

— Металлическая закручивающаяся крышка.

— Хорошо, пускай оно, вкручивай ее.

— Угу.

— Так, не уходит энергия?

— Нет.

— Смотрим. Есть что-то, что как бы что-то, что на уровне сердца?

— Нет.

— Так, хорошо. Смотрим на уровне головы.

— Клубок.

— Клубок. Так, хорошо, давай вытаскиваем клубок и просто разреши этому клубку быть таким, каким он хочет быть.

— Угу.

— И наблюдай что из него получается.

— Сворачивается в рулон, в скрученную бобину.

— Скрученную бобину. Так. Какие эмоции там запакованы?

— Ответы на вопросы об адекватности каких-то мыслей, поступков.

— Так, а какая эмоция? Какая эмоция там спрятана?

— Прав я или нет. Страх. Страх оказаться неправым.

— Вот, страх оказаться неправым. Теперь ты разрешаешь этой бобине и этому страху, этому потенциалу, заложенному в страхе энергетическому.

— Угу.

— Выйти и перейти в другую форму. Пускай страх станет чем-то другим, мощным, но другим. И наблюдай чем становится страх.

— Солнце.

— Так, и пускай это солнце светит, да, и возвращай это солнце к себе домой. Так. И возвращаем солнце и смотрим, остались ли где-то нити еще?

— Угу, одна.

— Где?

На уровне промежности.

— Давай вытаскиваем, что там, что за часть поддерживает вашу связь?

— Комфорт.

— Ну, посмотри, как она выглядит. Что она дает - это понятно. Она дает все хорошее и запоминающееся. Как выглядит?

— Иголка.

— Иголка. Опа, иголка. Хорошо. Интересно. И в чем ее предназначение?

— Привязать.

— Привязать. Она тебе иголочку подарила?

— Угу.

— Спроси - зачем ты меня хочешь привязать?

— Потому что она боится остаться одной.

— Потому что страшненько. Ладно, смотри, где в ней есть живой, жив этот страх быть одной, где в ней он живет.

— В животе.

— Ага. И смотрим, сколько ей было лет, веди ее за руку.

— Два года.

— Два года. Что там, мама оставила?

— Нет. Отец ушел, мать развелась с отцом.

— И она испытала мамин страх скорее.

— Угу.

— Так, хорошо. Теперь вытаскиваем этот же страх из нее маленькой. Как он выглядит?

— Красный шар.

— И просто рассказываем ей, что он может превратиться во что-то, что ей наоборот будет помогать.

— Угу.

— Так. И на ее глазах, и на твоих глазах он преобразуется и становится чем-то другим. Скажи, чем?

— Стал желтым, превратился в надежду.

— И давай, пускай надежду интегрирует она в себя. И проживет жизнь до настоящего.

— Угу.

— Хорошо. И теперь попроси забрать то, что она тебе давала, чтобы привязать к себе.

— Угу.

— И смотри много ли предметов.

— Один.

— А, вот это иголка, как раз, да?

— Угу.

Ну все, хорошо. Так. И теперь посмотри на… Ага, хорошо. Посмотри на себя, осталось что-то в виде связей?

— Значок на груди, это подарок от нее.

— Так, а он для чего? Для чего этот подарок?

— Чтобы все знали, чей я.

— Попроси значёчек тоже забрать.

— Угу.

— Так, хорошо, теперь все забрала?

— Да, все.

— А теперь мы ее оставляем и идем по линии жизни в прошлое.

— Угу.

— В тот момент, когда ты по каким-то причинам тоже создал созависимость.

— Угу.

— Сколько тебе лет? Тебе 20 или ты старше, младше?

— 20 лет.

— Это как раз то расставание тяжелое?

— Угу.

— Так, хорошо, давай входим в него, смотрим. Она с тобой рассталась.

— Угу.

— Где ощущаешь тяжесть? Где плохо?

— Живот и грудь.

— Ну давай, давай начинаем с живота, вытаскивай что там. Из живота ты вытаскиваешь.

— Цепи.

— Цепи. Есть еще что-то, кроме цепей?

— Ядро на конце цепей.

— Ядро на конце цепи. Так, хорошо. Ядро на конце цепи. Так, а для чего оно? Что это? Что это за эмоция такая?

— Давала устойчивость, как якорь.

— Хорошо. Ну вот давай позволим капсулированной этой энергии перейти в другой, в другое условия существования. Перейти на другой уровень, более высокий. И наблюдай, что происходит. Когда ты разрешаешь.

— Угу.

— Чем становится это?

— Книга.

— Книга. Так, в книге что?

— Опыт.

— Опыт. Да, который делает тебя сильнее. Все, принимай. Принимай, оставляя себе и принимай. Так, в животе что-то еще осталось, какие-то?

— Нет.

— Нет?

— Нет.

— Так, что там у тебя, в сердце?

— Угу.

— Так, вытаскиваем, что есть в сердце?

— Крючок.

— Крючок, вот как раз вот эта вот… Вот та девушка из 20 лет поставила.

— Угу.

— Хорошо, так, ну, отдавай ей этот крючочек.

— Угу.

— Так. Есть еще где-то?

— Нет.

— Так, хорошо. Вот у нас остается такая же ситуация, она не поменялась. Ты, вернее, она от тебя ушла. Как меняется твое отношение к ней при этом - к ситуации, к этой девушке, женщине, девочке?

— Просто ушел.

— Как? Как поменялось твое отношение?

— Нет, прост странно. Молчя человек, без объяснения причины, раз и исчез.

— Хорошо, он исчез. Но как ты теперь к этому относишься, когда?

— Спокойно.

— Спокойно. А теперь посмотри, как бы сложилось, чему бы ты никогда не научился, если бы она не ушла от тебя? Что был хорошего никогда не произошло? Никогда.

— Никогда не научился быть сильным.

— Супер! И посмотри, что плохого, как бы ты испортился, если бы она все-таки осталась.

— Я бы никогда ничего не добился. Так и был с ней.

— Хорошо. Благодарить ее. Вообще все, что, как произошло. И давай-ка пойдем из 20 лет в ситуацию, которая, возможно, не связана с расставанием с женщиной. Но твое тело помнит такие же ощущения в области головы и сердца.

— Да, я помню.

— Так, хорошо, иди. Сколько тебе лет?

— Восемь.

— Так, тебе восемь. Хорошо. Где ты находишься, в доме своих родителей?

— На улице.

— На улице. Какое время года?

— Лето, день. Обед.

— Хорошо. Ты там один или кто-то рядом?

— Нет, не один. Вокруг меня пацаны со двора.

— Так, всего лишь пацаны со двора. Но что ты почувствовал?

— Вообще то я дрался.

— А ты дрался, хорошо. Так, мальчишкам свойственно иногда драться. Что, собственно, ты проиграл в драке или? Что за эмоция была?

— Страх. О чем…

— Про чувствуй, пожалуйста, этот страх. И страх чего? Ты боялся, что тебя там? Ну понял.

— Меня сейчас побьют. Почему именно?

— Давай, вытаскивай страх. Как он выглядит?

— Огромное вибрирующее сердце с двумя руками, которые замерли в положении - не надо. Будто сейчас просят не убивать, страх умереть.

— Страх смерти. Серьезный страх. Хорошо. Разреши этому сердцу стать таким, каким оно может стать, то есть зрелым. И наблюдай, что с ним происходит.

— Трансформируется.

— Так. И чем становится?

— Взрослым мужчиной.

— Все, теперь ты интегрируешь в себя взрослого мужчину. То есть это ты сам, да?

— Угу.

— И ты растешь вместе с ним.

— Угу.

— Так, хорошо. И как ты теперь относишься? То есть что меняется с тобой?

— Драка становится приключением.

— Хорошо. И неважно, чем она, кстати, закончилась эта драка?

— Я убежал.

— Хорошо.

— Тогда, не сейчас.

— Тогда было прикольнее убежать.

— Тогда убежал.

— Ну и хорошо. Почувствуй, что ты убежал. Но как меняется твое отношение к своему побегу? Ты не в страхе убежал, да?

— Сейчас я просто ушел.

— Подумал - “нафиг нужно?”

— Ага.

— Хорошо. И теперь, пожалуйста, иди еще в прошлое, когда такой же страх смерти сильный был в твоем теле и проявлялся. Сколько тебе лет?

— 2,5.

— 2,5. Так, взрослые рядом?

— Нет.

— Ты один?

— Угу.

— В кровати своей или где?

— Нет. По в комнате гуляю.

— Так, ну, слушай, ну ты просто гуляешь. Так и что же произошло потом?

— Разлил на себя чайник.

— Горячий, да?

— Угу.

— Так, хорошо. И где? Где в теле страх?

— На ноги разлил. Больно.

— То есть, ну и что? Что ноги, как себя чувствуют? Они горят или что?

— Угу. Они перестают чувствовать, подкашиваются, что тяжело стоять.

— Хорошо. Позволяй, позволяй себе… Но по ощущениям они как замороженные наоборот?

— Нет. Наоборот они, просто ты перестаешь чувствовать, будто ватный.

— Хорошо, давай позволяй себе возвращать ноги, чувствительность.

— Угу.

— И где именно? Где именно эмоция, страх или еще что-то?

— Грудь.

— Вытаскивай. Там тоже сердце?

— Угу.

— Тоже. То есть страх как сердце, да?

— Угу.

— Разрешая выходить и просто разрешай сразу проходить трансформацию, сразу. Пускай этот страх станет чем-то другим, чем он может стать.

— Угу.

— Так, чем, чем стал?

— Хорошо отлаженным механизмом.

— Хорошо отлаженный механизм. Так, ладно. И вот он хорошо отлаженный механизм. Интегрируем его в себя.

— Угу.

— Как по-другому ты начинаешь относиться к той же самой ситуации?

— Спокойно.

— Это опыт.

— Угу.

— Хорошо, часть твоего пути, твоей души в этом теле.

— Угу.

— Очень хорошо. И теперь, этот страх он был до 2 лет?

— Нет.

— Все, супер. Значит, мы вовремя. Ладно, теперь иди, пожалуйста, из этого момента, проживай жизнь заново. От 2 лет, 2, 2,5 лет до 20. Через вот ваш разговор два недельной давности. И до настоящего. И когда будешь в настоящем, ты мне просто дашь об этом знать.

— Закончил.

— И теперь посмотри, как в настоящем реагируешь на эту девушку.

— Угу.

— Что изменилось? Что чувствуешь? Вот смотришь на этого человека.

— Очень много сожаления.

— О, сожаление. Это значит, что есть несогласие с проведенным путем.

— Нет, не то сожаление, сожаление не в смысле, что я сожалею о том, что мы, не получились. Осознание того, что она сейчас испытывает, сожаление по отношению к ней, сопереживание.

— Сопереживание, милосердие, сострадание.

— Угу.

— Так. Хорошо. Но оно, как бы, не... Как бы это объяснить? Вот это чувство. Сопереживание, оно не разрушительно для тебя?

— Нет.

— Хорошо. И теперь позволяй необходимым изменениям идти за пределами нашей с тобой беседы. В других беседах. Ночью, когда ты спишь и днем, когда ты бодрствуешь. В течение часов и дней - столько, сколько нужно. Но важная часть внутренней работы станет доступна тебе прямо сегодня. И сейчас. Делай глубокий вдох и выдох. Еще один вдох и выдох. И вдох, тянись, тянись руками вверх. Так. Как себя чувствуешь?