По церковным святцам (месяцеслову) 1 января приходился на день святого Василия Великого. В народе его прозвали Василий Кесаретий (Кесаретский), т.к. святой был родом из Кессарии. Многие обряды, связанные с Васильевым днем закрепились за Новым годом. Непременным угощением на Васильев день помимо каш, колбас, вареного или жареного мяса, был поросенок. Он символизировал достаток, плодовитость скота, урожай, благополучие в семье. Владимирский гимназист Александр Столетов (будущий профессор физики Московского университета) в своей рукописи «Мои воспоминания» (1854 г.), описывая трапезу, довольно едко характеризует свою тетушку Наталью Михайловну: «Однажды, съевши полпоросенка, и, думая, что никто этого не заметил, она вдруг стала уверять, что поросячье мясо ей вредно, что она боится последствий, и она на этом основании съела еще весьма значительную порцию телятины».
Дневниковые записи Александра и Анны Столетовых свидетельствуют о том, что у владимирцев среднего достатка на праздничном столе могло быть: спиртное – шампанское, водка, херес, другие вина; закуски – колбаса («Итальянская», «Вестфальская»), сельдь, икра, сыр, сардинки, ветчина. На второе подавали жареного гуся, а на десерт – сладкий пирог, безе, пастилу. Даже зимой ели крымские яблоки, груши и апельсины.
В зимнюю пору овощами и фруктами торговали в подвальчиках на Царицынской (ул. Гагарина). Здесь же на Царицынской продавали «казенку» – водку (дорогую называли «белая головка» и подешевле – «красная головка»). В предпраздничные дни шла бойкая торговля в каменных рядах, а сзади них в молочном ряду продавали молоко в четвертях (чуть больше 3-х литров), сметану в глиняных крынках, а масло сливочное – кругами и квадратами, правда, было масло и в упаковках. В мясных рядах – больших фундаментальных магазинах было все, что душе угодно: мясо разных сортов (телятина, баранина, свинина, говядина), окорока, маленькие поросята, куры, гуси… А какие были базары! Особенно большой – на месте бывшего Первомайского сквера (за кукольным театром). «Все тут можно было купить, начиная от картофеля, огурцов, капусты: икру речной рыбы из бочек, соленые снетки из рыбки (хороши с ними были щи из квашеной капусты и суп), саму рыбу – судака, леща, щуку», – вспоминала старожил города А. Зрелова.
Состоятельных людей привлекали магазины на большой Московской улице, например, такие как, кондитерская Петровского с весьма изысканным ассортиментом: сахар, чай, кофе, конфеты, кондитерские изделия от известных производителей: Абрикосова, Эйнема, Трамбле. В «Торговом доме А.Ф. Петровского С-вья» можно было найти товар на любой вкус: вина – «Шато-Марго», «Лафит», «Божоле», «Шабли»; пиво «Мюнхенское», «Баварское», «Пильзенское», «Русский портер»; сыры: лимбургский, голландский, швейцарский, рокфор; икру паюсную. «Ренсковый погреб» – винный магазин Боровецкого, в котором торговали спиртным в разлив и на вынос, предлагал купить коньяк Шустова, марочные вина фирм Леве, Депре, братьев Елисеевых, а также крымские, кавказские, бессарабские вина.
В доме купеческой жены М. Белоглазовой находилась немецкая колбасная, где сами немцы делали колбасы и продавали их. Еще одно производство колбас и их продажу наладил в начале XX века купец П.К. Белов. А рядом с домом купца Философова (его иногда называют «дом с привидениями») была устроена коптильня и колбасные изделия продавались здесь же.
О.Н. Суслина, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Продолжение следует