В декабре 1798-го указом Павла I на базе двух госпиталей на Пироговской набережной Санкт-Петербурга была основана Императорская медико-хирургическая академия. Позднее несколько раз менялось название, но не специализация
С академией связаны имена великих ученых. Николай Пирогов здесь разработал научные основы военно-полевой хирургии, впервые в мире применил на поле боя эфирный наркоз и гипсовую повязку.
Еще один выдающийся профессор — Петр Дубовицкий — был президентом академии. При нем в стране создали кафедры и клиники гинекологии, психиатрии, офтальмологии, оперативной хирургии, педиатрии, отоларингологии и другие. Он основал первые в России женские медицинские курсы и стал инициатором становления медицинского образования для женщин.
Основоположник отечественной физиологии Иван Сеченов дал научное обоснование рефлексов головного мозга. Сергей Боткин создал крупнейшую терапевтическую школу, в том числе первую в России кафедру военно-полевой терапии.
Профессор Николай Зинин стал основателем русской химической школы. В его лаборатории долгое время работал Альфред Нобель, учредитель самой престижной научной премии мира. А одним из первых ее лауреатов в 1904 году стал руководитель одной из кафедр академии Иван Павлов.
"Мы их учим учиться"
В наше время здесь можно получить среднее профессиональное и высшее образование. В колледже обучают фельдшеров и медсестер, в вузе — военных и гражданских врачей.
На факультетах врачей для вооруженных сил есть свои особенности. Первые два года курсанты живут в казармах, соблюдают распорядок дня, изучают основную программу, а с третьего курса начинаются клинические дисциплины.
Для поступления в Военно-медицинскую академию только высоких баллов по ЕГЭ недостаточно. Также оценивается уровень физподготовки и стрессоустойчивость.
"Физическое состояние оценивается по трем критериям: сила, выносливость и скорость. Психологический отбор состоит из комплекса тестов, который оценивает несколько показателей: направленность на военную службу, направленность на обучение по медицинской специальности, нервно-психическую устойчивость в целом и психологические особенности", — рассказывает заместитель начальника Военно-медицинской академии по учебной работе Руслан Макиев.
После преодоления всех конкурсных этапов и поступления в академию все проходят курс молодого бойца. Он стандартный, обучают всему, что нужно знать военному: стрелять, копать окопы, бегать, заниматься строевой подготовкой.
"Некоторые на этом этапе не выдерживают и отказываются от дальнейшей службы. Бегать каждое утро длинные дистанции, копать окопы, ходить строем, стрелять и так далее — со школьной скамьи не все могут выдержать такой темп".
Уже после этого курсанты принимают присягу и приступают к учебе. "Заведующий кафедрой нормальной анатомии, заслуженный работник высшей школы профессор Гайворонский абсолютно прав, говоря: "На первых двух курсах мы учим курсантов учиться". В военно-медицинском вузе учиться всегда сложнее, чем в гражданском, тут на освоение основной учебной программы накладывается еще и военная подготовка, несение службы в нарядах.
Система медицинского образования построена так, что, даже пропустив занятие, ты должен его отработать. "Если больной придет с патологией, а ты это занятие пропустил, ты не можешь сказать — извините, я эту патологию провел в наряде, — объясняет Руслан Макиев. — Я по себе помню: в течение светового дня не всегда успевали освоить всю учебную программу, иногда мы с однокурсниками обозначали отбой, потом все дружно вставали и продолжали читать. Если человек преодолел первые два года, потом становится намного легче, ведь ты уже научился учиться".
С третьего курса начинается специализация. В каждых войсках свои особенности. Например, подводники уходят в море на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. На них воздействует множество факторов, связанных с физиологией подводного плавания: особое питание, особое водоснабжение, зачастую вода без электролитов, могут быть проблемы с костями, с зубами, "у них могут быть проблемы и с психологическим состоянием — представьте себе, что каждый день приходится видеть одних и тех же людей и знать, что над тобой толща воды в несколько десятков, а иногда и сотен метров и нет никакой возможности пообщаться с родными или друзьями. И это не один день, это неделями, а то и месяцами".
Этот врач должен делать все и уметь все, начиная от удаления зуба, выполнения простейших операций — аппендициты, ущемленные грыжи, холециститы — и заканчивая приемом родов.
Курсанты изучают программы военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии — это минно-взрывные, огнестрельные, комбинированные раны, ожоги, поражения другими факторами, в том числе ионизирующим излучением. "Никто не готовит в гражданских вузах к тому, как лечить радиационную болезнь. Ту же "траншейную стопу" (одна из форм обморожения — прим. ТАСС) — никто не знает, что это такое, а ведь война может быть во все времена года, и в слякоть, и зимой, и летом, и там нужно уметь организовать медицинское обеспечение так, чтобы минимизировать санитарные потери от заболеваний и оказывать помощь при ранениях различного характера: минно-взрывных, огнестрельных, комбинированных, сочетанных и так далее".
Помимо всех возможных медицинских манипуляций военный врач должен уметь организовать работу медицинского подразделения, полевого госпиталя. "На переднем крае выполняются простейшие манипуляции, на следующем этапе оказывается квалифицированная медицинская помощь, далее выполняется специализированная помощь".
При каждой клинической кафедре в академии есть свой специализированный стационар. Традиция русской системы медицинского образования подразумевает, что курсант перемещается от учебника к больному. "После теоретического изучения в классе определенной патологии преподаватель берет группу курсантов, ведет в клинику и показывает больных этой патологией". На пятом-шестом курсе курсанты уже самостоятельно под руководством преподавателя ведут больных.
"По своему опыту могу сказать, что во время общения с больным появляется много проблемных моментов. Тебе нужно вернуться к учебнику и еще раз что-то перечитать, поднять дополнительную литературу, потом опять прийти к больному, подкорректировать ему лечение, провести еще диагностические манипуляции и опять вернуться к источникам знаний, а затем опять к больному. И этот симбиоз клиники и кафедры дает достаточно высокий уровень образования".
Продолжение военной службы выпускника Военно-медицинской академии — это войсковое звено: начальник медицинской службы. После службы в подразделениях они возвращаются в двухлетнюю ординатуру в зависимости от выбранной специальности. Дальше распределяются в военные госпитали. "Отдельные наши выпускники, которые проявили интерес к науке, возвращаются к нам в адъюнктуру. В гражданском медицинском здравоохранении это называется аспирантура. Они пишут и защищают диссертацию, а в дальнейшем могут остаться у нас преподавателями".
Клинические испытания и опыт в новых реалиях
Помимо военно-медицинской подготовки в академии уделяют особое внимание современным исследованиям. Здесь провели первую в России пересадку лица. Во всем мире таких операций проведено не более 30. "В 2015 году в академию поступил боец с обожженным лицом. Провели пересадку лица, оно прижилось. У молодого человека сейчас все хорошо, он даже уже женился, но изначально ткани лица были обожжены до костей, ожоги были второй-третьей степени".
Сейчас в академии разрабатывают методику спасения конечностей. "К конечности подсоединяется аппарат искусственного кровообращения, и ее поддерживают в живом состоянии, там циркулирует кровь. Человек и конечность доставляются в клинику к месту оказания помощи. Проводится сложная операция, многоступенчатая, с участием нейрохирургов, ангиохирургов, общих хирургов, каждый из них включается, и каждый своими вопросами занимается".
Врачи академии разработали короткие курсы повышения квалификации, которые дают возможность гражданским хирургам научиться выполнять самостоятельно эти манипуляции — при различных ранениях, травмах и так далее. "За прошлый месяц в академии прошли обучение почти 1000 человек более чем из 50 регионов России".
В нынешних условиях специальной военной операции весь опыт обобщается, все поступившие больные — не только в клинику академии, но и в другие госпитали — фиксируются, анализируются, и главные специалисты Министерства обороны создают инициативные группы по разным направлениям хирургии и терапии.
"Вместе с тем наши ученые разработали новые способы остановки внутриполостного кровотечения. Например, когда внутри брюшной полости идет кровотечение, непонятно, что происходит, откуда кровит. Предложили смесь, которой накачивается брюшная полость, она тампонирует ее. Остановили кровотечение, грубо говоря, угрозы жизни нет — а дальше уже разбираемся и прицельно устраняем причину".
Практически все преподаватели-клиницисты, по словам Руслана Макиева, так или иначе участвуют в специальной военной операции. Весь свой опыт преподаватели передают курсантам, слушателям, ординаторам.
"Когда говорят такие имена, как Пирогов, Боткин, Павлов, Сеченов, Бехтерев — это все наши выпускники или бывшие сотрудники академии, — говорит Руслан Макиев. — Когда курсанты знают, что учатся в месте, где трудились эти великие личности, основоположники хирургии, терапии, у них формируется некий образ, к которому они должны стремиться. У нас и сейчас есть будущие Боткины и Пироговы, надо их только поддерживать".