Существует несколько типов общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и ассертивный. Разберем каждый из них в отдельности. Первые три - самые часто используемые, а вот последнему нужно обучаться. Ассертивный стиль общения - наиболее оптимальный, хотя и в некоторых ситуациях можно использовать пассивный или агрессивный стили. Самое главное, нужно научится выявлять где и когда нужно применять определенные навыки.
Если вы думаете, что в любом конфликте проиграете, любая критика вас раздавит или вам сложно высказать свое мнение, или вы боитесь, что ситуация выйдет из-под контроля - эта статья для вас.
Пассивный стиль общения
Пассивный стиль общения формируется на убеждениях о себе, окружающих людях и мире. Например, из-за низкой самооценки человек будет склонен к замалчиванию своего мнения, пока окружающие не выскажут свое. Или вообще человек может отказаться от высказываний, если посчитает, что другие это воспримут неодобрительно.
К глубинным убеждения пассивного стиля общения относятся:
- другие люди важнее меня
- другие люди имеют право управлять своей жизнью, а я - нет
- они могут действовать эффективно, а я - нет
- моя роль в жизни - служить интересам других
На эти глубинные убеждения надстраиваются негативные автоматические мысли. Например, персонализация - взятие ответственности за все негативное, даже если для этого нет оснований.
Человек, который следует пассивному стилю часто испытывает страх быть отвергнутым, фрустрацию, беспомощность, чувство обиды на всех, кто что-то требует.
Агрессивный стиль общения
Агрессия почти всегда происходит из страха. Также как и пассивные люди, агрессивные часто чувствуют себя беспомощными, обиженными. Иногда в краткосрочной перспективе агрессивный стиль может дать свой результат, однако в долгосрочной - наоборот, только усугубить ситуацию. Подчиненные или близкие могут относиться негативно к самому человеку, уважение нельзя заслужить угрозами и подавлением.
Почему люди ведут себя агрессивно?
- в детстве был родитель, который послужил моделью агрессивного поведения
- низкая самооценка заставляющая чувствовать угрозу из-за незначительных трудностей
- предыдущий опыт получения желаемого с помощью агрессии
- неумение видеть негативные последствия агрессии
Пассивно-агрессивный стиль общения
Часто не понимает даже самим человеком. Гнев подавляется и превращается во фрустрацию и разочарование. Пассивно-агрессивный стиль собрал в себе самые негативные черты двух предыдущих.
Ассертивный стиль общения
Перейдем к ассертивному стилю общения. Ассертивность - это о том, чтобы быть собой. Это об уважении собственных границ, интересов, но и о том, что такие же границы и интересы есть у окружающих.
Не факт, что вы легко сможете сменить свой стиль общения. Это постоянная работа над собой. Я приведу несколько примеров, как можно попытаться изменить свои стили, чтобы наиболее оптимально общаться с людьми, не нарушая их границ и сохраняя собственные.
От пассивного к ассертивному
Перестаньте все за всех делать, особенно, если вас об этом не просили
Если дело касается работы, устанавливайте приоритеты и дедлайны самостоятельно, вы же знаете на что, вы способные, а другие нет
Разделите свои обязанности (даже по дому между домашними) и делегируйте
От агрессивного к ассертивному
Ограничьте использование стимуляторов (кофеина и никотина)
Регулярно делайте расслабляющие упражения
Ведите лист оценки ассертивности
Записывайте на листе ситуации, когда общение с человеком не задалось, если чувствуете после общения слабость, обиду, разочарование или вину, если вы считаете, что вели себя не ассертивно.
Отмечает следует следующие пункты:
- Дата, время и место
- Человек и ситуация (с кем это случилось и о чем вы говорили)
- Ваша реакция
- Какой был стиль общения?
- Чем все закончилось
- Ваши чувства после общения
- Какой могла бы быть альтернативная реакция