Очередные новости автопрома про сборку китайских автомобилей сейчас уже не удивляют, все больше напоминая анекдот про «те же яйца, только в профиль». Но вот эта новость удивила далекоидущими последствиями. Компания Sollers объявила о начале продаж китайских грузовиков JAC и планах собирать их до 50 тыс штук в год. Эксперты газеты Коммерсант оценивают выход на эти объемы и допускают, что Sollers сможет на них выйти за счет замещения продаж УАЗ «Буханка». А выпускает УАЗ «Буханку» та же компания Sollers, на своем заводе в Ульяновске.
То есть вы понимаете – Sollers делает ставку на сборку «китайцев», подставляя под удар собственные разработки – грузовички марки УАЗ. Владелец Sollers Адиль Ширинов уже заявлял, что никаких инвестиций в бренд УАЗ делать больше не планирует. Правда, это было до санкций и перехода на импортозамещение. Но как видим, компания и сейчас придерживается старого курса.
Такое явление, когда бизнес сокращает продажи старого продукта из–за выхода другого своего продукта, в маркетинге называется «каннибализм». То есть один товар «съедает» другой. И это в принципе нормальная практика. Но у Sollers замещение строится на том, что китайская модель (с околонулевой локализацией) «съедает» собственную российскую. А альтернативы в виде своих разработок не предполагается.
Казалось бы, рынок опустел от иностранных конкурентов. Инвестируй в собственный продукт, развивайся – спрос будет. Но это не стратегия Sollers. Последствиями их стратегии становится отсутствие перспектив у ульяновского автозавода, и потеря российского статуса у самой компании. А с замещением марки УАЗ список российских автопроизводителей (очень короткий) сократится еще на минус один.