Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Твои люди, КАМАЗ. Азаров Владимир Алексеевич. К 85-летию со дня рождения.

Не каждый токарь может стать министром... Сегодня расскажу о человеке, который прошёл путь от токаря до заместителя министра, имя которого КАМАЗ помнит сегодня и будет помнить всегда.

Азаров Владимир Алексеевич родился 1 января 1938 года в деревне Дубровка Калужской области.

В 1955 он начал свою трудовую деятельность на Минском автомобильном заводе учеником шлифовщика. В период с 1955 по 1960 год Владимир Алексеевич работал на МАЗе токарем инструментального цеха. Получая высшее образование без отрыва от производства, Азаров В.А. в 1960 году перешёл на инженерную должность, сначала работал инженером-конструктором, а потом - начальником проектно-конструкторского бюро отдела главного технолога МАЗа. В 1962 году Владимир Алексеевич окончил Белорусский политехнический институт по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

В апреле 1970 года решением министерства автомобильной промышленности СССР Азаров Владимир Алексеевич был переведен на КАМАЗ.

-2

Примечательно, что перевод Азарова В.А. был инициирован Клепацким Борисом Трофимовичем, который также перешёл на КАМАЗ с МАЗа, и которого Азаров Владимир Алексеевич считал своим учителем.

Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа назначил Азарова В.А. заместителем главного технолога по механосборочному производству, затем Владимир Алексеевич работал и главным технологом КАМАЗа.

Вот как о Владимире Алексеевиче того времени вспоминал Шестаков Александр Анатольевич – главный конструктор по двигателям: «…это был специалист своего дела с хорошей технологической закваской. Но он был прекрасен и как человек: имел чувство собственного достоинства, ни перед кем не заискивал и, оставаясь тактичным, умел отстаивать свои идеи. Одним словом, Владимир Алексеевич, личность, каких мало. Во многом благодаря ему на заводе двигателей сложился, или, если хотите, был воспитан отличный коллектив технологов».

В 1975 году по решению генерального директора КАМАЗа Азаров Владимир Алексеевич был переведен главным инженером завода двигателей.

-3

Вот как он рассказывает сам об этом в книге «Генеральный директор», изданной в 2009 году.

1975 год на КАМАЗе был одним из самых напряжённых – шли монтаж и пусконаладка оборудования. К декабрю 1975 года завод двигателей должен был выпустить первые моторы и вот, 4 декабря 1975 года первый двигатель был собран.

-5

Пока Азаров Владимир Алексеевич работал в должности главного инженера, завод двигателей выпустил и 50 000-ный, и 100 000-ный, и 150-тысячный камазовский мотор.

Внизу фотография 100 000 камазовского мотора, сделанная 9 июня 1979 года.

-6

Внизу заметка из газеты «Советская Татария» от 31 января 1980 года с сообщением о выпуске 150 000 двигателя.

-7

С 1980 года карьера Азарова В.А. пошла вверх. В период с 1980 по 1985 год Владимир Алексеевич работал техническим директором – первым заместителем генерального директора КАМАЗа. В 1980-1981 годах он принимал участие в подготовке производства к сдаче II очереди КАМАЗа.

-8

Стоит сказать, что первая половина 1980-х годов на КАМАЗе – это время напряжённой работы, когда был освоен выпуск нескольких новых моделей автомобилей КАМАЗ, среди них – КАМАЗ-43105 и КАМАЗ-4310 (внизу на фотографии),

-9

когда была начата работа по производству первых газодизельных машин, когда автомобилям КАМАЗ присваивался государственный Знак качества, когда велась работа по комплексной автоматизации и роботизации производства, подготовке перспективных моделей автомобилей и двигателей с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

При Фаустове Василии Алексеевиче – генеральном директоре КАМАЗа (1981-1987) на плечи Азарова В.А. легла задача увеличения выпуска камазовских грузовиков. И с этим он хорошо справлялся. Так, если в декабре 1980 года был выпущен 200 000 автомобиль КАМАЗ,

-10

то 6 мая 1985 года – уже 600 000 автомобиль.

-11

В год празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне Азаров Владимир Алексеевич уходит с КАМАЗа на повышение, начинает работать начальником отдела Госплана СССР.

-12

В 1991 году Азаров В.А. был назначен заместителем министра экономики и прогнозирования СССР.

-13

В период с 1992 по 1995 год Азаров Владимир Алексеевич работал заместителем министра экономики Российской Федерации. После пожара, случившегося на заводе двигателей в апреле 1993 года Азаров В.А. всеми правдами и неправдами приложил максимум усилий для восстановления завода, добился для КАМАЗа выделения материальных и денежных средств.

-14

С июля 1995 по 2008 год Азаров В.А работал заместителем Министра транспорта Российской Федерации. В феврале 2006 года он приезжал на КАМАЗ по случаю 30-летия выпуска первого автомобиля.

-15
-16

Азаров В.А. награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, медалями.

В настоящее время проживает в Москве.