Найти в Дзене
Журнал «History Project»

«Девушка» из Дании

Оглавление

Исходя из сегодняшних реалий, превращение мужчины в женщину (или наоборот) не есть что-то экстраординарное. У кого-то такие новости вызывают даже скуку. По принципу «чем бы дитя не тешилось…». А обоснование такого превращения… кому неизвестно, что человеческий ум с его склонностью к казуистике может оправдать и обосновать любое извращение? Если уж даже основа основ нравственности – церковь (по крайней мере католическая и протестантская) уже и Богу с его промыслом и замыслом сделать своих созданий в мире двуполыми, с провозглашённым принципом «Плодитесь и размножайтесь», отказала в правоте, начав регистрацию браков женщин с женщинами. Или тех, кто родился мужчиной с тем, кто тоже родился мужчиной.

Но, мы о другом. Откуда вообще пошла эта мода…или всё же не мода? Всё же есть насущная необходимость таких превращений?

Есть, оказывается. Правда, это чисто медицинские или даже психиатрические случаи, когда вмешательство и необходимо, и показано. Если, конечно, на это есть деньги.

Первое по настоящему научное обоснование необходимости перемены пола было сделано в работах философа и религиозного мыслителя Василия Розанова. Этот вопрос был проработан в книге «Люди лунного света», где были описаны настоящие мучения мужчин, которые начали чувствовать себя женщинами, «заключёнными в мужское тело». Это было именно самоощущение мужчин, уже вполне взрослых, даже женившихся и имевших детей. Но тогда, в начале ХХ века, медицина ещё не могла им ничем помочь. И первая попытка такой помощи была предпринята лишь в начале 30-х годов. Неудачная попытка, скажем сразу. Но – к делу.

Лили в теле Эйнара

Это была не дань моде – такой «моды» тогда ещё просто не существовало. Это не было психическим расстройством - изменения в сознании протекали на физиологическом уровне, Эйнар даже чувствовал регулярные недомогания, похожие на женские «боли». А толчком этих изменений послужило безобидное, на грани игры, переодевание его в женскую одежду.

Герда и Эйнар Вегенер
Герда и Эйнар Вегенер

Они оба были художниками. Эйнар Вегенер, молодой и застенчивый, как девушка, датчанин, и она, его соотечественница Герда Готтлиб. Познакомились они в Королевской академии искусств, на факультете живописи, полюбили друг друга и там же, ещё во время обучения, решили пожениться. Тогда, в самом начале века, такой поступок выглядел крайне эмансипированным, тем более для дочери викария – без родительского благословения и вообще с молодым человеком, найденном себе в супруги самостоятельно! Но это была не первая шокирующая выходка будущей модной художницы, принимаемой в лучших салонах Парижа – куда супруги уехали на стажировку после окончания учёбы.

-2

Эйнар оказался талантливым пейзажистом, его работы получали самые благожелательные отзывы. Герда же быстро усвоила самые новомодные живописные тенденции и стала иллюстрировать издания, посвящённые моде. Её рисунки и акварели были полны чувственности и часто демонстрировали нетрадиционные «женские» отношения. Или тонко намекали на них – что только увеличивало как интерес парижской пресыщенной публики, так и гонорары за работы.

Акварель Герды Вегенер «Дамы в шляпках»
Акварель Герды Вегенер «Дамы в шляпках»

A однажды не пришла вовремя натурщица, молодая, но уже известная балерина, а Герде нужно было срочно закончить эскиз. И тогда она попросила мужа надеть одежду опоздавшей. Эйнар выполнил её просьбу… и как оказалось, ему потом с великим трудом удалось себя заставить это платье, этот корсет, эти чулочки снять.

Эйнар позирует Герде. Кадр из фильма «Девушка из Дании»
Эйнар позирует Герде. Кадр из фильма «Девушка из Дании»

Ему казалось, что он собственноручно сдирает с себя кожу – настолько органичны были ощущения касания нежного шёлка, батиста и атласа. Он признался о своих ощущениях жене. Она посмеялась. И забыла. Но Эйнар стал раз за разом напоминать об этом эпизоде. Ему хотелось снова и снова возвращаться к тем манящим прикосновениям мягкой ткани, и тогда Герда, всё ещё не воспринимавшая странные желания мужа всерьёз, загорелась идеей мистифицировать участников традиционных посиделок у них в мастерской по вечерам. Она стала выдавать мужа за свою золовку Лили Эльбе, предварительно продумав её образ сначала на своих фантазийных художественных полотнах, а потом и используя женскую одежду, грим и парики. Итогом стало появление на вечерах полной женского шарма рыжеволосой красотки, за которой даже всерьёз ухаживали несколько мужчин.

Кадр из фильма «Девушка из Дании»
Кадр из фильма «Девушка из Дании»

А Эйнара происходящие с ним метаморфозы настолько увлекли, что он стал всё чаще задаваться вопросом «А каково это – быть женщиной?». И это при том, что «не такие» связи его совершенно не привлекали, и оставаясь наедине со своей женой, он, как и прежде, был мужчиной. Но, раз за разом стремился понять, что же она чувствует, и страстно желал пережить все эти ощущения.

Врачи не боги…

Со временем это превратилось в идею-фикс, да так, что и Герда испугалась одержимости Эйнара. И сделала всё, чтобы найти ему специалиста, который подскажет, что же нужно сделать. Выбор пал на ведущего немецкого специалиста Магнуса Хиршфельда, который обнаружил у Эйнара переизбыток женских гормонов. И хотя методики трансплантаций ещё не существовало, взял на себя смелость подготовить Вегенера к операции, ни много ни мало, по смене пола.

Первое в истории оперативное вмешательство в божий замысел состоялось в 1930 году. Профессор берлинской клиники хирург Курт Варнекрос провёл блистательную операцию и курс первой в своём роде гормонотерапии, существенно изменившей облик бывшего мужа Герды Вегенер.

А после заживления ран в Дрезденской клинике проделал вторую операцию, на этот раз по пересадке яичников.

Но тут начались проблемы…

Генетика в 30х годах находилась в зачаточном состоянии, и врачи, смело экспериментируя на живом человеке, не имели ещё понятия о клеточной несовместимости. Пересаженные Эйнару (или уже Лили?) донорские яичники приживаться не желали, шли постоянные воспалительные процессы… а когда всё же состояние здоровья улучшилось, Эйнар настоял на пересадке ему донорской женской матки.

К тому времени он уже в достаточной мере чувствовал себя женщиной и даже в качестве Лили Эльбе, на имя которой получил (получила) паспорт особым указом датского монарха, собиралась замуж.

Лили Эльбе (Эйнар)
Лили Эльбе (Эйнар)

Но этим планам осуществиться было не суждено: началось резкое ухудшение здоровья со стороны прооперированных органов. Через пару месяцев после последней операции Лили Эльбе умерла, и под этим именем была похоронена на Дрезденском кладбище.

Так закончилась первая попытка трансгендерного превращения, которая началась с шуточной просьбы жены тогда ещё Эйнара Вегенера надеть на себя женские чулки и туфли.