Исходя из сегодняшних реалий, превращение мужчины в женщину (или наоборот) не есть что-то экстраординарное. У кого-то такие новости вызывают даже скуку. По принципу «чем бы дитя не тешилось…». А обоснование такого превращения… кому неизвестно, что человеческий ум с его склонностью к казуистике может оправдать и обосновать любое извращение? Если уж даже основа основ нравственности – церковь (по крайней мере католическая и протестантская) уже и Богу с его промыслом и замыслом сделать своих созданий в мире двуполыми, с провозглашённым принципом «Плодитесь и размножайтесь», отказала в правоте, начав регистрацию браков женщин с женщинами. Или тех, кто родился мужчиной с тем, кто тоже родился мужчиной.
Но, мы о другом. Откуда вообще пошла эта мода…или всё же не мода? Всё же есть насущная необходимость таких превращений?
Есть, оказывается. Правда, это чисто медицинские или даже психиатрические случаи, когда вмешательство и необходимо, и показано. Если, конечно, на это есть деньги.
Первое по настоящему научное обоснование необходимости перемены пола было сделано в работах философа и религиозного мыслителя Василия Розанова. Этот вопрос был проработан в книге «Люди лунного света», где были описаны настоящие мучения мужчин, которые начали чувствовать себя женщинами, «заключёнными в мужское тело». Это было именно самоощущение мужчин, уже вполне взрослых, даже женившихся и имевших детей. Но тогда, в начале ХХ века, медицина ещё не могла им ничем помочь. И первая попытка такой помощи была предпринята лишь в начале 30-х годов. Неудачная попытка, скажем сразу. Но – к делу.
Лили в теле Эйнара
Это была не дань моде – такой «моды» тогда ещё просто не существовало. Это не было психическим расстройством - изменения в сознании протекали на физиологическом уровне, Эйнар даже чувствовал регулярные недомогания, похожие на женские «боли». А толчком этих изменений послужило безобидное, на грани игры, переодевание его в женскую одежду.
Они оба были художниками. Эйнар Вегенер, молодой и застенчивый, как девушка, датчанин, и она, его соотечественница Герда Готтлиб. Познакомились они в Королевской академии искусств, на факультете живописи, полюбили друг друга и там же, ещё во время обучения, решили пожениться. Тогда, в самом начале века, такой поступок выглядел крайне эмансипированным, тем более для дочери викария – без родительского благословения и вообще с молодым человеком, найденном себе в супруги самостоятельно! Но это была не первая шокирующая выходка будущей модной художницы, принимаемой в лучших салонах Парижа – куда супруги уехали на стажировку после окончания учёбы.
Эйнар оказался талантливым пейзажистом, его работы получали самые благожелательные отзывы. Герда же быстро усвоила самые новомодные живописные тенденции и стала иллюстрировать издания, посвящённые моде. Её рисунки и акварели были полны чувственности и часто демонстрировали нетрадиционные «женские» отношения. Или тонко намекали на них – что только увеличивало как интерес парижской пресыщенной публики, так и гонорары за работы.
A однажды не пришла вовремя натурщица, молодая, но уже известная балерина, а Герде нужно было срочно закончить эскиз. И тогда она попросила мужа надеть одежду опоздавшей. Эйнар выполнил её просьбу… и как оказалось, ему потом с великим трудом удалось себя заставить это платье, этот корсет, эти чулочки снять.
Ему казалось, что он собственноручно сдирает с себя кожу – настолько органичны были ощущения касания нежного шёлка, батиста и атласа. Он признался о своих ощущениях жене. Она посмеялась. И забыла. Но Эйнар стал раз за разом напоминать об этом эпизоде. Ему хотелось снова и снова возвращаться к тем манящим прикосновениям мягкой ткани, и тогда Герда, всё ещё не воспринимавшая странные желания мужа всерьёз, загорелась идеей мистифицировать участников традиционных посиделок у них в мастерской по вечерам. Она стала выдавать мужа за свою золовку Лили Эльбе, предварительно продумав её образ сначала на своих фантазийных художественных полотнах, а потом и используя женскую одежду, грим и парики. Итогом стало появление на вечерах полной женского шарма рыжеволосой красотки, за которой даже всерьёз ухаживали несколько мужчин.
А Эйнара происходящие с ним метаморфозы настолько увлекли, что он стал всё чаще задаваться вопросом «А каково это – быть женщиной?». И это при том, что «не такие» связи его совершенно не привлекали, и оставаясь наедине со своей женой, он, как и прежде, был мужчиной. Но, раз за разом стремился понять, что же она чувствует, и страстно желал пережить все эти ощущения.
Врачи не боги…
Со временем это превратилось в идею-фикс, да так, что и Герда испугалась одержимости Эйнара. И сделала всё, чтобы найти ему специалиста, который подскажет, что же нужно сделать. Выбор пал на ведущего немецкого специалиста Магнуса Хиршфельда, который обнаружил у Эйнара переизбыток женских гормонов. И хотя методики трансплантаций ещё не существовало, взял на себя смелость подготовить Вегенера к операции, ни много ни мало, по смене пола.
Первое в истории оперативное вмешательство в божий замысел состоялось в 1930 году. Профессор берлинской клиники хирург Курт Варнекрос провёл блистательную операцию и курс первой в своём роде гормонотерапии, существенно изменившей облик бывшего мужа Герды Вегенер.
А после заживления ран в Дрезденской клинике проделал вторую операцию, на этот раз по пересадке яичников.
Но тут начались проблемы…
Генетика в 30х годах находилась в зачаточном состоянии, и врачи, смело экспериментируя на живом человеке, не имели ещё понятия о клеточной несовместимости. Пересаженные Эйнару (или уже Лили?) донорские яичники приживаться не желали, шли постоянные воспалительные процессы… а когда всё же состояние здоровья улучшилось, Эйнар настоял на пересадке ему донорской женской матки.
К тому времени он уже в достаточной мере чувствовал себя женщиной и даже в качестве Лили Эльбе, на имя которой получил (получила) паспорт особым указом датского монарха, собиралась замуж.
Но этим планам осуществиться было не суждено: началось резкое ухудшение здоровья со стороны прооперированных органов. Через пару месяцев после последней операции Лили Эльбе умерла, и под этим именем была похоронена на Дрезденском кладбище.
Так закончилась первая попытка трансгендерного превращения, которая началась с шуточной просьбы жены тогда ещё Эйнара Вегенера надеть на себя женские чулки и туфли.