Люди с ПРЛ встречаются гораздо чаще, чем психологи диагностируют это расстройство: люди живут и живут, не видят у себя никаких сложностей и поводов для обращения к психологу. Некоторые из таких людей могут быть достаточно адаптированы в социуме, обладают интеллектом м харизмой.
Для более реалистичного понимания того, кто перед вами, может быть полезно структурное интервью, которое разработал Отто Кернберг. С помощью специальных вопросов терапевту будет более понятно, с каким типом организации личности он имеет дело.
Важным критерием, разделяющим невротика от человека с ПРЛ, является тотальная непереносимость реального или воображаемого одиночества. Когда такой человек остаётся в одиночестве, у него сильно повышается тревога, это тяжёлое чувство связано со страхом покинутости, страхом, что его оставят навсегда. Такой тотальный страх является причиной формирования этой патологии. Все клиенты с ПРЛ не доверяют этому миру и своим проявлениям в этом мире, имеют ярко выраженную параноидальную составляющую. Считают, что всё осуждают их, думают о них плохо.
Когда клиент рассказывает, что он чувствует себя одиноким даже в окружении близких людей, скорее всего можно будет говорить о наличии ПРЛ, это может быть одним из важных факторов при диагностике.
Сложно заводить длительные контакты, у такого клиента скорее всего сложности во взаимодействии с людьми. Часто они предъявляют нереалистичные и трудновыполнимые требования к людям. Во взаимодействии наиболее часто используют такие защиты как обесценивание или идеализация. Это защищает от контакта, помогает избежать близости, а значит - боли, в понимании этого клиента. В терапии такие клиенты хотят близости и в то же время боятся её. Терапевт должен соблюдать баланс дистанции и близости.
Маргарет Миллер говорила о том, как формируется ПРЛ. В возрасте около полутора лет начинается такая стадия развития ребёнка как сепарация - индивидуализация, тогда ребёнок начинает исследовать мир и должен быть уверен, что может вернуться к матери. Тогда мать либо слишком рано отталкивает ребёнка из-за страха близости, либо не отпускает от себя и подавляет его волю своей гиперопекой. Огромное значение в формировании ПРЛ играет также младенческая травма, когда младенца оставляли надолго в одиночестве или игнорировали его потребности.
Нужно уметь анализировать и верно интерпретировать то, что рассказывает клиент. Например, он может говорить, что семья была хорошей, любящей, отношения в семье были нормальными. В процессе беседы может быть выявлено, например, что родители давали ребёнку двойные послания. Например, о том, что обзываться это плохо, а сами оскорбляли его в моменты гнева или всегда говорили о том, что любят его, но давали затрещины или кричали и запугивали его.
Ещё одним критерием является недостаточное ощущение собственной идентичности. Такие клиенты не могут ничего рассказать о себе, он не могут опираться на свой прошлый опыт, он не даёт им опоры. Они всё обесценивают и чувствовуют себя тотально плохими и недостойными, никчемными. Они постоянно сравнивают себя со всеми, естественно, не в свою пользу.
Такие люди импульсивны. Их импульсы часто носят разрушительный характер, не смотря на это, они полностью неподвластны людям с ПРЛ. Клиенты с ПРЛ часто рассказывают о деструктивном или опасном поведении, увлечении опасными видами спорта, преступлениях, а также разного рода зависимостях: алкогольной, игровой, наркотической и других.
Люди с ПРЛ склонны ко лжи, часто необоснованной, им страшно и непривычно быть настоящими, они привыкли скрываться за "фасадом благополучия". Часто они могут делать вид, что беспокоит их что-то другое, чем то, о чем бы они хотели поговорить на самом деле.
Нанесение себе физической боли, чтобы заглушки боль моральную. Сюда относится селфхарм, употребление любых веществ, изменяющих сознание, провокации мужа-тирана.
Резкие смены настроения, которые не связаны с внешними событиями. Дело в том, что у всех людей с ПРЛ есть история, которая содержит депрессию, она связана с опытом брошенности или другим сильным эмоциональным потрясением или чередой таких потрясений.
Клиенты с ПРЛ считают себя самодостаточными и не могут позволить себе обращаться за помощью. Диссонанс: они хотят независимости с одной стороны, с другой - хотят стабильного присутствия Другого в их жизни. Задача терапевта - сформировать у клиента понимание того, что обращаться за помощью, нуждаться в ком-то - это нормально, можно обращаться к людям и при этом не испытывать тотальный стыд.
Основная задача терапевта в работе с клиентами с ПРЛ - дорастить детскую часть пациента, травмированную, раненую и брошенную. Научить его взаимодействию с миром, проводить его во взрослый мир, через взаимодействие, построение границ, способность контейрировать собственные эмоции.