Найти тему

В чем особенности заявления о преступлении?

Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу, в чем особенности заявлений о преступлении.

Статьей 52 Конституции РФ установлено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Более того, статья 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) провозглашает, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением, в том числе, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Положениями ст. ст. 141 – 143 УПК РФ установлено, что сообщение о совершенном или готовящемся преступлении может быть сделано посредством подачи заявления о преступлении, явки с повинной или получено из иных источников.

К «иным источникам» (не из заявления о преступлении или явки с повинной) относятся средства массовой информации, сообщения от должностных лиц государственных или муниципальных органов и т.п.

Статьей 141 УПК РФ установлено, что заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в форме рапорта об обнаружении признаков преступления.

Кроме этого, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложны донос, предусмотренной ст. 306 Уголовного кодекса РФ.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Из чего следует, что заявления о преступлении, которые не содержат сведений об авторе заявления, не подписанные, или подписанные вымышленным лицом, или лицом, реально существующим, но заявление не писавшим, а также не содержащие данные о месте жительства, работы, учебы заявителя признаются анонимными и не могут выступать поводами для возбуждения уголовного дела.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

На стадии возбуждения уголовного дела присутствует следующий круг участников: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, адвокат, заявитель, также, участником первоначальной стадии могут быть специалист и эксперт.

Соответственно, на стадии возбуждения уголовного дела отсутствует потерпевший, подозреваемый и обвиняемый. Процессуальный статус названных лиц появится после возбуждения уголовного дела и круг лиц изменится, в частности, участниками уголовного процесса являются: суд, обвинение, защита, лица, оказывающие содействие отправлению судопроизводства.

Статус потерпевшего возникает с момента возбуждения уголовного дела. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. При этом, в качестве заявителя юридического лица, будет выступать физическое лицо – руководитель коммерческой организации, или представитель.

В заявлении о преступлении необходимо указать свои данные, изложить обстоятельства, при которых были нарушены права заявителя, а также изложить просьбу принять необходимые меры, в виде установления виновного, розыск и привлечение к уголовной ответственности установленного или не установленного лица, обеспечив возмещение причиненного ущерба или морального вреда.

Подать заявление о преступлении можно лично (через представителя), посредством сайта государственного органа, по почте, через другие средства связи.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении установлен ст. 144 Уголовного-процессуального кодекса РФ.

Из которой следует, что сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении должно быть проверено и разрешено не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. При этом, руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Статьи 146 и 148 УПК РФ предусматривают обязанность органов уголовного преследования о принятом решении о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела незамедлительно уведомить заявителя.

Проблемным вопросом, остается повальное уклонение уполномоченных должностных лиц от приема и регистрации в журнале учета сообщений о преступлениях и сокрытие их учета, а также не выдача заявителям талонов-уведомлений. А в случае регистрации сообщения о преступлении в ходе проверки указанные должностные лица всячески пытаются перевести сообщение о преступлении в некриминальный характер произошедшего.

Поэтому, как правило, составления одного заявления о преступлении может быть недостаточно. Для того, чтобы добиться возбуждения уголовного дела и защитить свои права, заявителю придется побороться.

Для оказания юридических услуг, мои контакты указаны в визитке страницы.

Также рекомендую статьи:

По каким основаниям возбуждается уголовное дело?

Что означает постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для возбуждения уголовного дела?

Что делать, если полиция не отвечает на заявление?

О законности предоставления ответов гражданам органами и должностными лицами, в которые граждане не обращались.

Требования к письменному обращению граждан в государственный орган.

О правах гражданина при рассмотрении обращения государственным органом.

Действие государственного органа после получения обращения гражданина?

Каким способом гражданину предоставляется ответ на обращение в государственный орган?

Какую ответственность несут должностные лица за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан?

Как составить и подать жалобу в прокуратуру?

Как обжаловать бездействие прокуратуры в вышестоящую прокуратуру?

Образец жалобы в прокуратуру субъекта РФ на бездействие городской (районной) прокуратуры.

В каком порядке рассматривается заявление о преступлении?

В каком порядке рассматривается заявление о пропавшем без вести гражданине?

Когда допустимо предупреждение, вместо административного штрафа?

Что делать, если суд по ст. 125 УПК РФ выигран, но постановление суда не исполняется?

Взял чужую машину покататься, лишился свободы.

Текст настоящей статьи является авторским. Допускается использование текста только с указанием ссылки на данную страницу. Нарушение данного требования будет вести к ответственности предусмотренной действующим законодательством.