Врач. Как много смысла в одном ёмком слове. Сколько труда, упорства и усилий следует приложить, чтобы приобрести эту профессию. Сдать множество сложных экзаменов, прочитать великое количество книг и получить желаемый документ об образовании. И это только первая ступень.
Статья с видеофайлами у нас на сайте
Далее будут сотни и тысячи пациентов со своим анамнезом, характером, скандалами и просьбами, угрозами и мольбами. Когда передо мной встал выбор будущей профессии я не колебался и сразу поступил в медицинский. А сейчас я анестезиолог-реаниматолог. Позвольте рассказать об этой профессии.
Почему именно анестезиолог-реаниматолог?
Я вырос в простой семье, и мои родители мечтали увидеть меня в белом халате. Сам того не осознавая, постепенно шел к этому направлению, меняя свои привычки и увлечения. Медицина очень часто окружала меня, и после школы мне захотелось помогать людям в сложных, угрожающих жизни состояниях. Отучившись шесть лет я выбрал специализацию анестезиолога- реаниматолога. Эта профессия не про науку, она про людей.
Моими наставниками стали профессора Соколовский В.С, Чурляев Ю.А. Они всегда приводили в пример свою работу и ранние труды известных врачей, таких как Вирджиния Апгар или Феликс Белоярцев. Этому направлению не учат в университете. Этой профессии приходится учиться с самого начала уже после окончания академического обучения, наслаивая на полученные в годы знания, манипуляции и навыки будущего врача.
Конечно, как и в любой специальности, приходится знать еще несколько смежных дисциплин, но углубляться в них просто не хватает времени. Уже в процессе обучения понимаешь, зачем так много специалистов и часто обращаешься к ним, порой даже с самыми глупыми вопросами.
Нас учили писать дневники, заполнять карту операции, выписывать и списывать препараты. Даже собирали и разбирали все наркозные аппараты, чтобы знать их принцип работы и быстро починить в случае поломки. Моя специальность относится к хирургии, хоть я и не оперирую непосредственно. Большую часть своего рабочего дня я
- стою над операционным столом и постоянно проверяю показатели мониторов,
- отдаю команды медсестре,
- корректирую в ходе вмешательства препараты.
Мой день начинается с обхода пациентов, которым в этот день запланированы операции, их осмотра и проверки выполненных назначений. После выполнения плана рабочего дня я спешу домой. Иногда встречаю на улице пациентов, которые здороваются со мной и выражают слова благодарности.
Кто же такой врач анестезиолог-реаниматолог?
Я отвечу с точки зрения своего понимания профессии. Это тот, кто будет за вас дышать, следить за ритмом вашего сердца. Анестезиолог, как это ни парадоксально, главный в операционном блоке. Без моей резолюции не начнется операция, а её завершению способствует моё руководство всем процессом.
Как реаниматолог, я помогаю пациенту пробудится, учитываю его жалобы и переживания. Мне всегда необходимо сохранять спокойствие. Потому что больные больше переживают, как и что с ними будет во время вмешательства и не произойдет ли с ними что-то серьезное.
Мне кажется, что общение пациентов перед операцией с соседями по палате способствует их дестабилизации и нервозности.
Приходится морально настраивать не только пациента, но и родственников на положительный лад. Даже, если и придется провести какое-то время в палате реанимации, то только для того, чтобы помочь пациенту скорее прийти в себя, стабилизировать все его жизненные показатели и скорее отправить домой.
Случай из практики.
Дело было ещё, когда я проходил обучение в ординатуре. Утром начинается обход больных. Мы с моим руководителем приходим в палату и начинаем опрашивать пациента перед операцией. Как правило, список вопросов стандартный. Но не все готовы честно отвечать на вопросы. То ли боятся, то ли не доверяют. До сих пор данный факт для меня остается загадкой.
Так и эта женщина, миловидная и спокойная, сначала начала рассказывать о своей жизни, детях, привычках, питании. И категорически не хотела говорить о своем диагнозе, перенесенных заболеваниях и аллергиях. После напора со стороны уже двух врачей пациентка созналась, что нам, как врачам, она не доверяет. Для неё лечащий врач — как близкий родственник, а мы практически прохожие.
Напоследок, после длительного осмотра и расспросов женщина решилась на свой главный вопрос: «Доктора, а вы по профессии кто будете?». Мы отвечаем: «Анестезиологи. Нам нужно провести вам операцию правильно, вот и расспрашиваем».
Пациентка расстроилась, поменялась в лице и тихо ответила: «А что же это я вам тут душу изливаю? От вас же все равно ничего на столе не зависит».
Тогда мы с руководителем просто не знали, что на это ответить и молча покинули палату.
Недопонимание коллег.
Уже в период моей постоянной работы я очень часто сталкивался с недопониманием своих коллег хирургического профиля. Например, травматологи. Они как «Отче наш» выучили святую истину сделать операцию. А как она будет проходить, каковы осложнения для пациента, это их уже не касается.
Был у меня в практике случай, когда мужчине со сложным переломом не представлялось возможным выполнить оперативное вмешательство из-за его серьезных проблем с сердцем. После проведения консилиума было решено данного пациента пролечить около 2-3 месяцев. Восстановить сердечные функции и провести сложную операцию по репозиции кости, а на данном этапе установить гипс.
Все же, для меня как ответственного специалиста, жизнь пациента всегда в приоритете.
Но данные врачи, как в лучших анекдотах, продолжали твердить непреложную истину: «Есть перелом — надо вправить». Пришлось через главного врача долго им доказывать кто из нас прав.
Сложности в профессии.
К сожалению, профессия моя не так радостна и безоблачна, как кажется. Проживать за пациента жизнь во время операции один из самых сложных этапов в работе. Конечно, есть такие анестезиологи, которые не понимают своей огромной ответственности. Они просто накачивают пациентов препаратами, лишь бы до конца операции или реанимации дожил, а там разберутся. Но есть и другие.
Самым страшным до сих пор для меня остается смерть пациента. При чем, есть случаи, когда ты готов помочь, хочешь приложить все усилия, но не можешь, нецелесообразно это, не поможет. Однажды в мое дежурство, под вечер, привезли молодого парня, школьник еще. Он состоял в группах, где детей побуждают к самоубийству. Полностью ушел в себя, перестал общаться с родителями и часто задумывался о смерти.
Прогулка по рельсам.
В тот день мальчишка решил уйти из жизни, чтобы это запомнили все одноклассники и о нем стали говорить в классе. Школьник гулял по одному из темных перегонов железнодорожного полотна и ждал приближающегося состава. Им оказался товарный поезд, который в темноте просто не разглядел небольшую фигурку человека и просто снес его своей огромной массой.
Сколько мальчик пролежал, пока его нашли, и скорая привезла его к нам в приемный покой, осталось неизвестным. Предположительно, прошло около часа. Было страшно видеть окровавленное тело человека, который еще находится в мутном сознании, пытается говорить, качать головой, показывает какие-то жесты. Медсестра нашла в его вещах мобильный телефон, который оказался незаблокированным. Перед тем как позвонить его родителям, нас всех в отделении повергли в шок картинки на заставке. Они просто кричали о смерти, призывали совершить с собой что-то.
Родители приехали через полчаса, ребенка мы спасти не смогли. Множественные травмы и переломы, несовместимые с жизнью не оставили парню никаких шансов. Я пытался ему помочь как мог, но понимал, что все мои усилия оказываются напрасными. Нас обвиняли в бесчеловечности, отказе в помощи, угрожали судами и адвокатами. Странная семья, в которой есть деньги для решения своих материальных проблем, но абсолютно нет времени на разговор со своим ребенком.
День анестезиолога-реаниматолога.
Есть в нашей профессии и приятные моменты. Каждый год 16 октября мы отмечаем свой профессиональный праздник. В этот день в далеком прошлом два стоматолога провели операцию. Впервые в мире они использовали эфир в качестве первого анестетика. Хоть и не анестезиолог явился основоположником этого события, празднование очень широко распространено в нашей профессии. И каждый год мы дарим друг другу не только небольшие сувениры, но и выражаем слова благодарности своим коллегам.
Я многому научился у своих руководителей, титанов анестезиологии. И продолжаю перенимать опыт у коллег, а также иностранных специалистов. Ведь как известно, нужно достичь совершенства в своем деле, но предела ему нет.
Присылайте ваши истории и интересные случаи из жизни на почту: portalpeso4nica@yandex.ru, info@portalpeso4nica.ru . Мы опубликуем их в рубрике «личный опыт» на нашем сайте.