22 апреля 1854 года единственная четырехорудийная батарея помешала англо-французской эскадре высадить десант в одесском порту. Подвиг 22-летнего прапорщика Александра Петровича Щеголева во время обороны Одессы в Крымскую войну почему-то мало известен. Но именно батарея № 6, состоявшая из 4-х старых орудий, которой командовал этот молодой офицер, сорвала атаку мощной англо-французской эскадры на Одессу и спасла город от захвата интервентами.
Крымская война 1853-1856 года – это поистине неисчерпаемая тема, и многие события которой если и открыты, то совершенно не известны даже любителям истории, а что уж говорить об обычных людях? Я всегда считал себя любителем истории, но вот о подвиге 22-летнего прапорщика Щеголева, который своим подвигом буквально спас Одессу от оккупации англо-французскими войсками в 1854 году, я услышал только недавно, когда мне в руки попала книжка С. Сибагина, которая так и называлась – «Прапорщик Щеголев» (1956 г. Киев, изд-во «Молодь»).
Спору нет, Россия проиграла в той войне, но не подчистую. Враг хоть и взял Севастополь, но не весь, а только половину, и то только через год после начала осады, потеряв при этом более 100 тысяч человек. На других театрах военных действий англо-французам не удалось добиться вообще никаких успехов. Кронштадт, Архангельск, Петропавловск на Камчатке, Николаев и Одесса так и не были захвачены, невзирая на все атаки с применением большого количества военных кораблей, причем новейших, среди которых доминировали пароходофрегаты.
Вот как раз оборона Одессы и является наиболее удивительной победой русского оружия, которое в те годы было хуже европейского, тем не менее, мощная эскадра неприятеля в составе 28 кораблей 22 апреля 1854 года самым натуральным образом потерпела поражение, хотя и нанесла городу довольно большой урон. Десант так и не был высажен, город так и не был захвачен. Армаде пришлось уйти ни с чем.
А вот почему победа русских была именно удивительной?
Дело в том, что против неприятеля было выставлено 6 батарей на каждом из выдающихся в море молов порта. 5 батарей действовали на главном направлении, а 6-я была как бы для галочки, потому что море перед ней было мелкое, и военные корабли близко подойти не смогли бы. Поэтому она была оснащена всего 4-мя старыми пушками еще чуть ли не времен наполеоновских войн, которые к тому же пришлось выкапывать из земли на краю причала, где они выполняли роль швартовых тумб, и хорошо чистить их жерла. Эту батарею укомплектовали 28 отставными солдатами, в основном стариками, а командовать поставили 22-летнего прапорщика Александра Щеголева, который только незадолго до этого кончил кадетский корпус и вообще не имел практического опыта управления артиллерийской батареей.
Однако у англо-французов было множество своих шпионов в городе, которые имели прекрасную возможность передавать на эскадру важные сведения. Так, неприятель узнал, что именно батарея № 6 – самая небоеспособная, и именно в этом месте следует наносить удар и высаживать десант. К тому же руководители обороной Одессы почему-то упустили из виду, что почти все корабли у неприятеля имеют металлические корпуса, которые уменьшают осадку и позволяют проходить им по мелководью. Вот так и получилось, что как раз самая небоеспособная батарея и стала главным и практически единственным направлением удара.
22 апреля около 7 часов утра начался обстрел города. Несколько крупных английских и французских пароходофрегатов с 350 орудиями на палубах сосредоточили весь огонь на четырех пушках Щеголева, стоящих на Практическом молу. Против остальных батарей вражеские корабли не действовали, потому что опасались поражения от огня более-менее современных орудий. А вот Щеголеву пришлось получить сполна.
Целых 6 часов продолжался бой, и в какой-то момент на батарее № 6 заканчивались ядра, но их оперативно передавали Щеголеву с других батарей, которые не участвовали в деле. Батарее удалось очень сильно повредить 4 корабля неприятеля, а на французском «Вайбане» случился такой мощный пожар, что у него чуть не взорвалась крюйт-камера. Но к полудню все орудия батареи были уничтожены, 8 защитников батареи погибло. Щеголеву повезло – он остался жив и даже не сильно ранен.
Англичане попытались высадить с северной стороны Практического мола десант, но он был отражен подоспевшей к месту боя батареей полевых орудий на конной тяге. Таким образом англо-французским кораблям пришлось отойти, а к вечеру и вообще покинуть рейд и отправить поврежденные корабли в Варну (Болгария) для ремонта. Остальная эскадра ушла в Крым, оставив у Одессы несколько кораблей, один из которых – новейший пароходофрегат «Тигр» через три недели сел на мель, был расстрелян русской полевой батареей, команда захвачена в плен, а все орудия и паровая машина захвачены как трофеи. Но это уже совсем другая история.
Что же получил за свое геройство прапорщик Щеголев и команда его батареи?
Во-первых, он получил орден Святого Георгия 4-й степени, причем вручил ему эту награду не обычный чиновник, а сам наследник престола Александр II, который снял ее со своей собственной груди. Поистине царская награда!
Во-вторых, Щеголева наградили золотой саблей, и тоже не абы кто, а другой сын Николая I - сам командующий русской гвардейской артиллерии, великий князь Михаил Николаевич Романов, также отличившийся в боях Крымской войны, а не простой придворный шаркун.
В-третьих, прапорщик Щеголев получил сразу два воинских звания подряд, и перешагнув чин поручика, стал штабс-капитаном. Кстати, и опять-таки эполеты были вручены герою не чиновником, а очередным наследником престола – будущим императором Александром III.
Все остальные защитники батареи №6 получили Георгиевские кресты, многие – посмертно.
Дальнейшая судьба Александра Петровича Щеголева сложилась счастливо. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1877-78 гг., получил множество наград, был зачислен в Свиту царя, причем с припиской «Герой Одессы 1854 г.», и вышел в отставку в 1889 году в чине генерал-майора. Скончался прославленный герой в 1914 году и был похоронен в Москве.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Первые в мире полностью круглые броненосцы – русские «поповки», которых сильно боялся турецкий флот
Броненосец «Каир», поднятый со дна реки, стал для США настоящим историческим сокровищем!