В 1873-м году русский морской инженер Андрей Александрович Попов разработал и построил два первых в мире круглых броненосца, которые, войдя в состав российского Черноморского флота и обозванные «поповками», полностью соответствовали задачам береговой обороны, а во время русско-турецкой войны с ними избегал иметь дело даже турецкий флот.
Военная наука и техника развиваются быстро не только во время войн, но и в результате их последствий. Например, во время Первой Мировой войны у японцев в составе флота не было ни одного авианесущего корабля, тем не менее через 20 лет они вступили во Вторую Мировую с мощным авианосным флотом. Немцы в конце 30-х разработали целый ряд реактивных истребителей, и то, что они не вступили в бой в нужный момент – причина политическая, а не техническая.
То же самое случилось и с российскими ВМС после Крымской войны 1853-1856 годов. Русские инженеры получили задание разработать класс боевых кораблей, которые, с одной стороны, не нарушали бы послевоенных международных договоров, а с другой – надежно бы защитили черноморское побережье Российской империи от любых вражеских флотов.
Когда я начал увлекаться историей военного флота, то как-то сразу меня заинтересовала концепция морских мониторов, то есть кораблей с низким силуэтом и очень мощным вооружением, предназначенных для обеспечения задач береговой обороны. Правда, позже эта концепция несколько расширилась, и появились даже океанские мониторы. Однако про борьбу с кораблями противника в океанах речь не шла – через океаны эти корабли могли только совершать переходы, но не сражаться в полноценном режиме.
Вообще-то мониторы в том виде, в каком они получили в свое время наибольшее распространение, возникли в США во время Гражданской войны в середине XIX века. Их использование было настолько успешным, что корабли этого типа стали строить и другие страны. Не оказалась в стороне и Россия, для которой тоже в приоритете была оборона собственных морских берегов, чем нападения на чужие. С этой задачей, правда, хорошо справлялась минная концепция защиты побережья, но все же появился момент, когда мониторы потребовались и России.
Дело было после Крымской войны, когда по договору российскому черноморскому флоту не позволялось иметь крупные боевые корабли выше определенного водоизмещения. Тогда-то у русского изобретателя-корабела адмирала Андрея Александровича Попова и зародилась идея снабдить оскудевший Черноморский флот малотоннажными, но хорошо вооруженными мониторами. Они были нужны, чтобы защитить некоторые очень уязвимые коммуникации, например, Днепро-Бугский лиман, из которого лежал путь сразу к двум стратегически важным городам – Херсону и Николаеву, а так же Керченский пролив, чтобы защитить от возможного вторжения Азовское море.
Идея начала превращаться в жизнь в начале 60-х годов, но только в 1869-м, после долгого изучения темы военными бюрократами, было выдано разрешение на строительство. Таким образом у России появились свои первые самые настоящие броненосцы, хотя они и были такой невиданной и удивительной для многих иностранных корабелов конструкции.
Адмирал Попов довольно заметно изменил концепцию монитора, сделав корабль своего проекта вообще круглым. В этом случае удавалось решить множество самых разных проблем, и в первую очередь – значительно уменьшить осадку и одновременно сильно увеличить калибр орудий, которые могли поразить практически любой бронированный корабль любого противника. Большая осадка – чуть меньше 4 м – позволяла получить мощную плавучую батарею с очень низким силуэтом, что до минимума сокращало опасность попадания в корабль вражеских снарядов. Также благодаря круглому корпусу эта плавучая батарея почти не подвергалась боковой и продольной качке, и в условиях умеренного волнения это весьма заметно повышало точность стрельбы. В условиях прибрежного плавания это было огромным плюсом.
Минусом было то, что для того, чтобы развить более-менее высокий ход, требовалось ставить на корабль очень мощные машины. Но круглый корпус освобождал для этого большое пространство, так что проблема как бы исчезала, а на не экономичность данного вида движения во время войны можно было не обращать внимания, если была высокая вероятность успешного выполнения всех нужных задач.
Первый корабль, который был назван «Новгород», построили далеко от Черного моря – в Санкт-Петербурге, потому что в то время судоверфь в Николаеве еще не получила необходимого технического оснащения. Корабль был перевезен на юг в разобранном виде, а в Николаеве он был собран, доделан и спущен на воду для прохождения испытаний. Произошло это в мае 1873 года, и Черноморский флот тогда пополнился первой «поповкой», как его неофициально потом все называли.
А вот уже второй броненосец этого типа, названный «Киевом», был уже полностью построен именно на Николаевском заводе, и вступил в строй в начале 1875 года. Оба корабля были оснащены 11 и 12-дюймовыми орудиями (280-305 мм калибром) и несколько отличались размерами.
Через два года после этого началась очередная русско-турецкая война, и обе «поповки» были отправлены к устью Дуная, чтобы защищать русские корабли, которые перевозили по этой реке на фронт войска и обеспечение для них. Правда, в этой войне корабли этого типа не сделали ни одного выстрела, так как вражеский флот избегал своего появления в районе пребывания «поповок», причем весьма обоснованно. Туркам прекрасно были хорошо известны убийственные качества малозаметных на море мониторов вообще, а новые русские корабли, по слухам, имели еще более высокую боеспособность, чем американские или французские.
После войны служба «Новгорода» и «Киева», который в 1874 году был переименован в «Вице-адмирал Попов» (в связи с очередным повышением знаменитого конструктора в звании), продолжалась вполне успешно, и нареканий на их эксплуатационные качества не было. Правда, все послевоенные годы продолжалась модернизация броненосцев, в результате которых они избавились от всех своих недостатков, кроме, конечно, низкой скорости. Дослужили эти уникальные корабли до 1903 года, и после исключения их из списков флота были сданы на слом.
В заключение приведу некоторые другие параметры обоих броненосцев:
Водоизмещение корабля – 3550 тонн;
Диаметр корпуса – 30 м (у «Киева» - 29 м);
Скорость максимальная – 7,5 узлов, но реально – 6 узлов, или 11 км/ч;
Численность экипажа – 205 чел.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ФЛОТА:
Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?