19 октября 1812 года у селения Асландуз в Азербайджане, как раз в тот день, когда Наполеон начал отход из Москвы, 2200 русских солдат и один генерал всего при 5 пушках в двух скоротечных схватках уничтожили 30-тысячную персидскую армию, и кроме 50 новых английских орудий захватили все флаги и имущество врага. Британские офицеры, руководившие битвой со стороны персов, позорно убежали восвояси.
Шла Отечественная война 1812 года, русская армия дала генеральное сражение Наполеону под Бородино, но в начале сентября все же пришлось сдать Москву. Наполеон считал, что война против России окончена, но так не считал российский император Александр I. Командующий русской армии Кутузов ему сказал, что с захватом Москвы Наполеон вступил в стадию начала своего конца, и он полностью оказался прав.
Прошло всего 7 недель, и 19 октября Наполеон стал из Москвы отступать. Конечно, он считал это только перегруппировкой сил, но на деле оказалось, что это было его самое главное поражение в жизни.
Именно в этот день, 19 октября 1812 года, на другом фланге Российской империи началось другое, не менее важное для нее событие, на долгие годы определившее ее Восточную политику. Как раз тогда, когда Наполеон начал свое отступление обратно в Европу, на реке Аракс, в месте нынешней границы Ирана и Азербайджана, малочисленный русский отряд в 2220 штыков плюс один генерал наголову разбил 30-тысячное войско иранского шаха, руководимое опытными британскими офицерами. Персы потеряли всю свою артиллерию – 12 крупных орудий и 36 полевых пушек (новейших английских), всю кассу армии, весь провиант, множество знамен и до 9 тысяч убитыми и взятыми в плен.
Погибли также и некоторые англичане, командовавшие подразделениями шахского войска. При этом безвозвратные потери русского отряда составили всего 28 человек. Итог битвы – русские вооруженные силы в Закавказье взяли Ленкорань и вынудили Иран к миру. Россия закрепила за собой всю Грузию, основную часть Армении и Азербайджан.
Вообще-то на восточном направлении русским малочисленным отрядам всего в несколько тысяч, а то и сотен человек всегда удавалось быстро разбивать даже 100-тысячные армии восточных деспотов. И это даже невзирая на то, что эти деспоты получали от врагов России – англичан – самое современное оружие в больших количествах, а их войска обучались и руководились английскими офицерами и прочими специалистами. Так вышло и в русско-персидской войне 1804-1813 гг., и то, что война эта затянулась, то только потому, что у России в Европе тогда были более серьезные дела, и русский царь не мог послать в Закавказье достаточное для быстрой и полной победы количество войск. Но и те отряды, которые там были, тоже не лаптем щи хлебали – они медленно, но верно отжимали у иранского шаха Фетх-Али-шаха все новые и новые земли. И кульминацией как раз и стала битва при Асландузе, которая похоронила все надежды персов не только на возврат Грузии и Армении, но и на Азербайджан вместе с Дагестаном, и вообще на гегемонию во всем этом районе.
Итак, русско-персидская война тлела уже почти 10 лет, когда ободренный вторжением Наполеона в Россию летом 1812 года персидский шах заключил с англичанами договор, по которому король Англии прислал в Иран более 300 британских офицеров, 30 тысячи новейших ружей и несколько десятков знаменитых на весь мир английских орудий. Британский посол в Тегеране обещал шаху, что через месяц с такими силами вернет Персии все завоеванное до этого русскими Закавказье. И это было похоже на правду – войск у связанной войной с Наполеоном России в этом регионе было как кот наплакал, и под командованием генерал-майора Петра Степановича Котляревского был только один полностью боеспособный отряд в 2000 пехоты и 500 казаков при 6 пушках. С 30-тысячью хорошо вооруженных и подготовленных англичанами персидских солдат у Котляревского не было никаких шансов.
Но Котляревский так не думал. Он не мыслил как иранцы или англичане. Он был завзятым суворовцем, и прекрасно знал, что обычно побеждают не числом, а уменьем. Получив сведения о том, что персидская армия под командованием наследника престола Аббас-Мирзы расположилась на берегу Аракса в нескольких десятках верст от селения Асландуз, Котляревский со своим отрядом предпринял ночной марш в обход вражеского бивуака. По пути была потеряна одна пушка, свалившаяся в реку на переправе, но к утру отряд вышел на исходную позицию и атаковал холм, на котором была собрана кавалерия шахского войска. Чтобы ничего не мешало быстрому маневрированию, пленных было приказано не брать. Казаки обратили в бегство персидскую конницу, нанеся ей большие потери, а артиллерия в числе 5 орудий развернулась против пехоты и начала ее уничтожать. К обеду вся шахская армия разбежалась по окрестностям.
Но это была еще не полная победа. Генерал приказал своему войску отдыхать после ночного марша и боя, а сам занялся разведкой. Вскоре выяснилось, что Аббасу-Мирзе удалось собрать остатки своей армии и разместить их в 15 верстах ниже по течению Аракса в специально подготовленных заранее укреплениях под Асландузом. Лазутчики, которых опросил Котляревский, подтвердили, что персы готовятся к нападению на русский отряд утром, поэтому было решено напасть на них ночью.
Персы, которых военной тактике учили англичане, не были готовы к такому повороту событий. Они отдыхали, готовясь к утреннему маршу и сражению, и когда русские гренадеры, бесшумно подкравшись в темноте к самому лагерю, с криками «ура!» пошли в штыковую атаку, в лагере Аббаса-Мирзы началась настоящая паника. Русские очень быстро очистили весь лагерь, артиллерия мгновенно подавляла все очаги сопротивления. Буквально через час битва была закончена, на поле боя валялись тысячи трупов персидских солдат, тех, кто не успел убежать из укреплений в первые минуты боя, изрубила казачья конница. Было убито и много британских офицеров, но гораздо больше их попало в плен, так как они не бежали с поля боя, как персы, а сражались до последнего.
Трофеи русского отряда были описаны выше. Остатки шахской армии сбежали, бросив все, что только можно было бросить. Когда бой окончился, казаки принялись сгонять в кучу тех, кому посчастливилось не быть убитым. Всего было захвачено в плен более 1500 персидских солдат и офицеров шахской армии вместе с англичанами. Сам Аббас-Мирза сбежал, когда понял, что может попасть в плен. Самыми ценными среди захваченного имущества были орудия и прочее вооружение, новое, английского качества. Не меньшим по значимости трофеем были и запасы провианта на 30 тысяч человек, множество транспортных средств и лошадей. Армейскую кассу наследник престола с собой также не мог унести – она вся досталась русской армии.
Как уже писалось выше, в ходе обоих боев было потеряно убитыми всего 28 русских солдат и офицеров. Насчет потерь персов ходят разные мнения, цифры называются от 1200 до 9 тысяч, сам Котляревский так и указал в рапорте – 1200, сказав своим офицерам, что командование ни за что не поверит, что 2220 русских в таком коротком бою успели убить 9000 персов. Таким образом, считают многие, знавшие генерала, он заранее обезопасил себя от обвинений во лжи со стороны многих своих завистливых коллег. Подсчитывать точное количество убитых врагов не было ни времени, ни возможностей, следовало как можно быстрее отправляться дальше, чтобы не дать врагу опомниться и разбить его окончательно, прекратив, наконец, эту слишком уже затянувшуюся войну.
Итог сражения при Асландузе был таков: персидская армия была уничтожена практически полностью, и Аббас-Мирзе потребовалось длительное время, чтобы собрать новую. Но за это время Котляревский со своими силами подошел к пограничной с Ираном крепости Ленкорань и взял ее, несмотря на более чем двукратный перевес обороняющихся. 1,8-тысячный отряд Котляревского, включая 400 моряков Каспийской флотилии, взял мощную крепость, при штурме были убиты почти все ее защитники, кроме 300, взятых в плен.
На этом в войне была поставлена точка. Персия запросила мира и пошла на все уступки, которых от нее требовал русский царь. Таким образом спокойствие в этом регионе установилось более чем на 13 лет, пока Аббас-Мирза снова не пошел на Закавказье войной и снова не получил по зубам от русской армии. Но это уже совсем другая история.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает