Найти в Дзене

«Конец», Евгения Чащина. Рецензия

Бывает так, что достигнув определённой насмотренности в искусстве, зритель уже не удовлетворяется просто хорошим произведением. Тебе не так интересны категории «нравится/не нравится», ты готов к чему-то неудобному и непривычному, способному выдернуть из зоны эстетического комфорта. Для меня в эту категорию попадают комиксы Евгении Чащиной. Её истории почти всегда о тяжёлых, тёмных и болезненных душевных состояниях. Она не даёт им имён и названий, но не почувствовать их невозможно. Подчёркнутые грязность и мрачность, пугающие визуальные метафоры и тревожность всего происходящего — отточенные приёмы Чащиной. Казалось бы, можно эксплуатировать такой подход ещё много лет и неплохо себя чувствовать в окружении лояльной аудитории. Но Евгения не была бы одной из самых интересных молодых комиксисток России, если бы каждый раз не пыталась сделать шаг за собственные рамки. Её новый комикс «Конец» получился непривычно ярким и лиричным, но всё ещё отчётливо авторским.

-2

«Конец» — это две истории об очень странных отношениях, развивающихся накануне апокалипсиса. Они обе о любви, но очень разной. В первой это робкое, почти послушническое преклонение студентки перед гениальным преподавателем живописи. Девушка, словно Мария Магдалина, идёт за учителем сквозь земные страсти, чтобы прикоснуться к его божественной мудрости. Во второй истории любовь — это целительная сила, при помощи которой юноша Пшепюрка излечивает душевные и физические раны возлюбленной. И хотя всё в этом комиксе говорит о том, что конец близок, герои заслужат спасение. Правда, лишь духовное, поскольку весь материальный мир медленно и красиво уходит под воду.

Комикс насыщен библейскими образами и мотивами. Так, в финале первой части страницы заполняют ангелы, играющие на трубах апокалипсиса, а в небе мерцает Звезда Полынь, предвещая начало Страшного суда. Занавесом второй части служит пелена Всемирного потопа. На прямую связь с возвышенным указывает и россыпь отсылок на классическую живопись, что возносит переживания героев на сакральный уровень. И, что удивительно, весь этот культурологический груз почти не мешает неподготовленному читателю погрузиться в густые и живые эмоции комикса. Евгения — художница с серьёзным академическим багажом, так что визуальное в её книгах очевидно преобладает над литературным, что позволяет находить в сюжете всё новые и новые детали при каждом прочтении.

-4

Евгении Чащиной удалось выполнить сразу две трудносовместимые задачи. Во-первых, расширить собственную палитру — как в прямом, так и переносном смысле. Если её более ранние комиксы «Упоительная трясина», «В академических кругах» и серия «Бычий цепень» запомнились сотнями оттенков чёрного, грубыми линиями и, мягко говоря, пугающими образами, то «Конец» — это нежная акварельная гамма и тонкие трепещущие линии. Во-вторых, Евгения остаётся самой собой. Самоистязание, психоневрологические диспансеры и среда академических художников — лейтмотивы, которые кочуют из комикса в комикс, но каждый раз она находит в них новые смыслы и оттенки.

-5

Если вам понравилось - поставьте лайк, подпишитесь и расскажите о своих любимых комиксах в комментариях! Больше постов в моей группе VK и Telegram-канале - @DenAbout

-6