Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня я расскажу о подготовке высокобалльников по истории. Это результат от 80 до 100 баллов на ЕГЭ.
Стобалльники по истории - это довольно редкое явление, не настолько редкое, как по обществознанию, но их действительно не так много. По статистике ЕГЭ-2022, процент стобалльников по истории составил около 0,7%. Но не будем забывать высказывание Наполеона Бонапарта: "в ранце каждого солдата лежит маршальский жезл". Тем более, если вы готовы писать работу на высокие баллы, почему бы не попытаться сдать на максимум?
Подготовка к ЕГЭ - это последовательный процесс. Предварительно нужно пройти этапы, о которых я писал в двух предыдущих статьях:
Как начать готовиться к ЕГЭ по истории? Этапы подготовки с "нуля" до 60 баллов
Преодолевая трудности. Этапы подготовки к ЕГЭ по истории от 60 до 80 баллов
✅ЯСНОЕ ПОНИМАНИЕ КРИТЕРИЕВ
Начну с реального примера ЕГЭ-2022. В задании на аргументацию требовалось показать, что внутренняя политика Екатерины Великой соответствовала принципам "просвещенного абсолютизма".
Кто-то мог просто указать, что Екатерина, например, приняла Манифест о свободе предпринимательства. Такой ответ, однако, неполон. Этот ответ содержит только исторический факт, но не является аргументом.
К сожалению, некоторые ученики даже не знают о критериях оценивания работ и из-за этого обидным образом теряют баллы.
В нашем примере, чтобы аргумент был полон, стоит отметить, что одним из принципов просвещенного абсолютизма было стимулирование развития промышленности и торговли, частной предпринимательской деятельности. Опираясь на этот принцип, Екатерина приняла свой Манифест о свободе предпринимательства 1775 года, и это подтверждало ее приверженность идеям "просвещенного абсолютизма". Такой ответ должен быть засчитан как полный аргумент.
📝Не превращайте выполнение заданий 2 части ЕГЭ в обычный процесс "нарешивания". Обязательно смотрите, что не так в вашем ответе, анализируйте и старайтесь исправить это в дальнейшем.
✔ Я часто даю своим ученикам оценить ответы других учеников. Во-первых, побыть в роли проверяющего - сам по себе очень увлекательный процесс. Но это также помогает самим разобраться в критериях и научиться аргументировать, почему поставлены именно такие баллы.
✅ОТРАБОТКА ЧЕТКОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ОТВЕТОВ
Если вы достигли уровня 80 баллов, я могу вас поздравить - вы хорошо овладели базовыми знаниями и закрепили их. Однако это не значит, что все дело сделано. Просто базовых знаний недостаточно для решения таких заданий, как, например, задание 18 (на причинно-следственные связи), 20 (на сравнение) или 21 (на аргументацию). Нужно уметь ясно и четко представлять информацию.
Поговорим на примере задания 18. Здесь есть две распространенные проблемы, которые встречаются даже у тех, кто очень хорошо пишет пробники.
Одна проблема - слишком общие формулировки. Например, когда мы пишем причины победы русского войска в Куликовской битвы, в качестве причины можно написать "удачную тактику русской армии". Но такая формулировка недостаточно конкретна. Ее необходимо уточнить в ответе: "в решающий момент битвы неожиданно для Мамая в бой вступил засадный полк русских войск - такой неожиданный поворот смог переломить ход битвы в пользу русской армии".
Вторая проблема - сильное увлечение деталями. Ученик, который хорошо знает события, связанные с Куликовской битвой, например, может начать подробный рассказ о героях этого сражения - Владимире Андреевиче Храбром, Дмитрии Боброке Волынском. Но нужно не просто хорошо порассуждать на заданную тему, а четко выделить три причины победы.
📝В вашем ответе проверяющий без труда должен найти три конкретных причины или последствия.
✔ Как сделать так, чтобы в ответе была вся необходимая конкретика, но при этом он остался четким и убедительным?
Своим ученикам в 18 задании я предлагаю начинать с краткой сути в нескольких словах. Затем, после того, как суть причины (следствия) указана, можно сделать необходимое пояснение. В пояснении вы уже можете раскрыть некоторые дополнительные моменты.
✅ПОЛНОЕ ВЛАДЕНИЕ АЛГОРИТМОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И САМОПРОВЕРКИ
Невозможно получить высокие баллы на экзамене, если поверхностно относиться к самопроверке. Я своим ученикам всегда говорю: "Качественная проверка работы дает дополнительно 10 баллов на экзамене".
Но просто мотивации здесь недостаточно. Сказать "Проверь свою работу!" - это мало дает. Здесь нужно пользоваться определенным алгоритмом. А моя задача как репетитора - научить учеников пользоваться этим алгоритмом, что позволит максимально уменьшить стресс на экзамене.
✔ Вот пример рабочего алгоритма проверки 18 задания на причинно-следственные связи.
- Все ли факты в ответе изложены верно? Ответ на этот вопрос, очевидно, требует необходимых знаний по теме.
- Есть ли в ответе общие формулировки, без опоры на конкретные факты? Если они есть, то их обязательно нужно уточнить и конкретизировать.
- Четко ли выделены причины (последствия) в ответе? Если нет - сформулировать суть каждой из причин (последствий) в нескольких словах.
- Всегда ли выделяемая причина наступила до последствия, а последствие - после причины? Если в ответе причина и следствие одновременны, то нужно скорректировать свой ответ.
✔ Можно привести такой пример одновременных причины и последствия. Причина - принятие Манифеста о вольности дворянства. Последствие - принятие положения о том, что дворяне могут сами выбирать, служить им или нет. В данном случае причина и последствия одновременны. Именно в Манифесте о вольности дворянства появилось указанное положение.
Но достаточно лишь немного изменить наш ответ, и причина и следствие перестанут быть одновременными. Последствием принятия Манифеста было то, что теперь дворяне сами выбирали, служить им или нет. Нетрудно увидеть, что дворяне делали свой выбор уже после самого принятия Манифеста.
✅ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА СЛОЖНЫХ ЗАДАНИЙ
На этом этапе подготовки требуется большое количество практики. Но важно помнить, что без моментов, которые указаны выше (ясное понимание критериев, отработка четкой формулировки ответов, овладение алгоритмом самопроверки), эта практика не будет эффективной и не будет "бить точно в цель".
📝Большое внимание нужно уделить и отбору заданий. Недостаточно только решать типовые задания из сборников. Заданий из сборников и заданий из "Решу ЕГЭ" вам не хватит! Например, на "Решу ЕГЭ" в данный момент только 32 задания на причинно-следственные связи и 30 заданий на проверку знаний исторических понятий. Стоит обратиться к преподавателю, который сможет предложить вам новые задания.
✅ПРОРАБОТКА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
В ЕГЭ-2022 изменили задание на аргументацию, и теперь в этом задании проверяются знания по всемирной истории. Это несколько усложнило подготовку к ЕГЭ по истории. Ранее всемирная история проверялась в заданиях 1 части экзамена, что не требовало слишком большого "погружения" в нее.
📝Если вам достаточно набрать до 80 баллов, то на всеобщей истории не стоит делать большой акцент. Здесь достаточно сосредоточиться на основных темах. Стоит затронуть только те темы всемирной истории, которые больше всего связаны с историей России (например, "Просвещенный абсолютизм", "Первая мировая война" и др.).
На уровне 80+ роль всемирной истории возрастает. Здесь уже потребуется привлечь школьные учебники по всемирной истории. Тем, кто хочет более детально разобраться в вопросах всемирной истории, я советую тома "Всемирная история" из энциклопедии "Аванта-плюс". В энциклопедии материал изложен подробно, но при этом интересно и увлекательно.
Материал подготовил автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский
👍Если вам понравилась статья, не забывайте ставить "лайки" и подписываться на мой канал!
👉Подпишитесь на канал в Телеграме и будьте в курсе всех новостей сообществ «Люблю историю!» (Дзен, ВК, YouTube)!
◾"Люблю историю!" в ВК.
◾"Люблю историю" на YouTube.
🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Сдал ЕГЭ по истории на 100 баллов и поступил в МГУ: интервью с моим учеником Андреем Федоровым
Типичные ошибки при выполнении задания 18 ЕГЭ-2023 по истории (на причинно-следственные связи)
Алгоритм выполнения задания 18 (на причинно-следственные связи) в ЕГЭ-2023 по истории
Тест: как хорошо вы разбираетесь в исторической карте?
Обучающий тренажер "История культуры России до конца XVII века"