Найти в Дзене
Люблю историю!

Алгоритм выполнения задания 18 (на причинно-следственные связи) в ЕГЭ-2023 по истории

Всем добрый день! Как правильно выполнить задание 18 ЕГЭ-2023 на причинно-следственные связи и не потерять баллы? Можно воспользоваться простым алгоритмом, о котором мы поговорим в нашей статье. Возьмем пример задания: "Назовите любые три причины (предпосылки) победы русских войск в Куликовской битве 1380 года". ✅ПЕРВЫЙ ШАГ - ПОДБИРАЕМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ Первым делом важно подобрать исторические факты, на которые будут опираться наши объяснения. Ошибочны будут подобные формулировки: "военный талант Дмитрия Донского", "большой опыт Дмитрия Донского", "продуманная тактика боя". В этих формулировках нет указания на исторические факты, и они точно не будут засчитаны на ЕГЭ. Какие факты способствовали успеху в Куликовской битве? Например: ☑ действия засадного полка русских войск в этой битве, ☑ тот факт, что Мамаю не смог помочь союзник-литовский князь Ягайло, ☑ то, что Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси. ✅ВТОРОЙ ШАГ - ДАЕМ НЕОБХОДИМЫЕ ПО
Оглавление

Всем добрый день!

Как правильно выполнить задание 18 ЕГЭ-2023 на причинно-следственные связи и не потерять баллы? Можно воспользоваться простым алгоритмом, о котором мы поговорим в нашей статье.

Возьмем пример задания: "Назовите любые три причины (предпосылки) победы русских войск в Куликовской битве 1380 года".

А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле
А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле

✅ПЕРВЫЙ ШАГ - ПОДБИРАЕМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Первым делом важно подобрать исторические факты, на которые будут опираться наши объяснения. Ошибочны будут подобные формулировки: "военный талант Дмитрия Донского", "большой опыт Дмитрия Донского", "продуманная тактика боя". В этих формулировках нет указания на исторические факты, и они точно не будут засчитаны на ЕГЭ.

Какие факты способствовали успеху в Куликовской битве? Например:

☑ действия засадного полка русских войск в этой битве,

☑ тот факт, что Мамаю не смог помочь союзник-литовский князь Ягайло,

☑ то, что Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси.

✅ВТОРОЙ ШАГ - ДАЕМ НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

После отбора фактов полезно дать краткие пояснения, как именно указанные нами причины поспособствовали победе в Куликовской битве. Мы можем, например, написать следующее:

1) действия засадного полка русских войск в Куликовской битве (засадный полк в решающий момент, когда Мамай угрожал ударить в тыл русским войскам, неожиданно вступил в бой и смог переломить ход битвы);

2) Мамаю не смог помочь союзник - литовский князь Ягайло (приход Ягайло на Куликово поле мог бы создать значительный численный перевес на стороне Мамая, что затрудняло русским войскам достижение победы в битве);

3) Дмитрию Донскому удалось объединить силы большей части княжеств Северо-Восточной Руси (только объединенное войско могло добиться успеха против огромного войска Мамая).

Пояснения могут быть краткими. Главное, чтобы из них было ясно, как причины (предпосылки) связаны с указанным наступившим событием.

✅ТРЕТИЙ ШАГ - ПРОВЕРЯЕМ ФОРМУЛИРОВКИ

Своим ученикам я всегда говорю: "Если вы внимательно перепроверите свою работу, это даст вам дополнительные 10 баллов на экзамене". Это исторический факт, подтвержденный опытом сдачи ЕГЭ учениками прошлых лет. 🙂Это касается и 18 задания.

На что здесь нужно обратить внимание?

1) Не должно быть двусмысленных формулировок. Вот один из примеров. В задании нужно написать причины созыва Земского собора в 1549 году. Ответ ученика: "Был необходим совещательный орган для поддержки проведения крупных государственных реформ со стороны народа". Народ проводил реформы или поддерживал их? Исправляем, чтобы устранить двусмысленность: "Был необходим совещательный орган для поддержки со стороны народа крупных государственных реформ".

2) Ученики любят использовать слово "необходимость" в своих формулировках. Иногда это к месту, а иногда нет. Например, в задании нужно написать последствия падения Избранной Рады в 1560 году. В ответе ученик пишет: "Появляется необходимость во введении чрезвычайного управления, формируются предпосылки для начала опричнины". То, что была такая необходимость, - это не исторический факт, а взгляд определенной группы историков, с которым далеко не все согласятся. Но можно сказать иначе: "Разуверившись в своем окружении, Иван Грозный склоняется к введению чрезвычайного управления и в 1565 году устанавливает опричнину".

3) Еще раз проверьте, опираются ли ваши формулировки на исторические факты.

Статью подготовил автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский

Понравился материал? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

📝Подпишитесь на новую группу "Люблю историю!" в ВК. Вы найдете много интересной и полезной информации по истории и обществознанию!

🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Анализ второй части открытого варианта ЕГЭ-2023 по истории + большое количество полезных материалов

Типичные ошибки при выполнении задания 18 ЕГЭ-2023 по истории

Карты важнейших войн (до конца XVII века) в заданиях ЕГЭ по истории

Разбор 15 - 16 заданий ЕГЭ-2023 по истории (задания на анализ изображений)

Анализ исторического источника в задании 6 ЕГЭ-2023 по истории

Обучающий тренажер "История культуры России до конца XVII века"

Сдал ЕГЭ по истории на 100 баллов и поступил в МГУ: интервью с моим учеником Андреем Федоровым

Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию