Добрый день, дорогие читатели моего канала!
Все знают, что для достижения серьезной цели (а успешно сдать ЕГЭ - это серьезная цель) нужно действовать поэтапно. Но возникает много вопросов:
- Какие этапы нужно пройти для успешной подготовки к ЕГЭ?
- Какие трудности нужно преодолеть?
- Какой конкретный путь подготовки лучше выбрать (самостоятельные занятия, репетитор, курсы)?
На самом деле, мало кто из учеников и их родителей сразу же представляет себе основные этапы подготовки. Однако если не знать и не понимать их, очень легко начать готовиться неэффективно и получить результаты, далекие от ожидаемых.
В нескольких статьях я попытаюсь описать тот путь, который я как репетитор прохожу с учениками, начиная с нулевого уровня и заканчивая уровнем, близким к 100 баллам. Конечно, пройти весь этот путь с кем-то - редкое явление. Далеко не со всеми я начинаю совсем с нуля, часто какие-то этапы подготовки уже пройдены. И не с каждым, в силу разных причин, можно добиться уровня 90+. Но у меня действительно совершенно разные ученики - от тех, кто только-только делает первые шаги в истории, до тех, кого нужно правильно подтолкнуть, чтобы они смогли двигаться к 100-балльной цели.
Обычно на первом занятии с учеником я провожу тестирование, которое показывает, на каком уровне он находится. Опираясь на свой опыт, я могу выделить три главных контрольных точки при подготовке к ЕГЭ по истории.
✍Первое занятие - тестирование бесплатное. Записаться можно по телефону 📞8(981)702-34-09.
- Первая контрольная точка - уровень 60 баллов. Достижение этого уровня сигнализирует о том, что ученик в целом овладел базовыми знаниями.
- Вторая контрольная точка - уровень 80 баллов. Он показывает, что ученик готов решать задания повышенного и даже высокого уровня сложности, хотя в решении и есть некоторые недочеты.
- Третья контрольная точка - уровень 90 баллов. Этот уровень предполагает уверенное выполнение заданий любого уровня сложности и уверенное знание и понимание критериев ЕГЭ. Эту планку можно взять только в результате упорной подготовки.
В этой статье я поговорю о том, какие этапы нужно пройти ребятам, у которых нет базы, т.е. их уровень пока ниже 60 баллов.
✅МОТИВАЦИЯ
Очень легко сказать: "Открывай учебник истории и начинай готовиться". Это как-то работает для тех учеников, которые имеют базу, но для тех, у кого ее нет, это не помогает даже сделать первый шаг. История России начинается с 6 класса, и если ей в свое время не уделялось внимание, то она к 10-11 классу она уже кажется неподъемной горой.
✔ Но выход есть! Нужно лишь правильно мотивировать себя.
- Прежде всего, нужно начать с того, что текущий уровень знаний - это не приговор. Да, тем, кто уже к 11 классу имеет уровень 60 - 70 баллов, несомненно, легче. Но не стоит расстраиваться, если вы сейчас пока далеки до этих баллов. Если вы будете двигаться по плану, возможно, что вы добьетесь даже большего, чем те, которые просто рассчитывают на свои базовые знания.
- Следующее, что нужно понять: если вас, грубо говоря, просто будут "гонять плеткой", это не слишком добавит мотивации. Вы должны решить для себя, зачем для вас это нужно.
На самом деле, если вы чего-то очень хотите, нужно вас сильно мотивировать к этому? Конечно, вы легко будете готовы потратить усилия для исполнения желаний. Когда вы пытаетесь себя замотивировать, затроньте свои чувства, свои желания.
❕Задайте себе три вопроса:
- Чего я хочу?
- Как сдача ЕГЭ по истории связана с тем, что я хочу?
- Поскольку я хочу сдать ЕГЭ по истории, сколько времени и усилий я готов уделить подготовке?
Ответить хотя как-то на третий вопрос очень важно в самом начале. Здесь нет какого-то заранее заданного решения. Вы можете сказать: "Я готов отдавать только около часа в неделю". Но в таком случае нужно понимать, что не стоит ожидать чего-то слишком большого.
Не путайте этот вопрос с другим: сколько по времени будут идти занятия с репетитором или на курсах, куда я собираюсь пойти? Нет, это вопрос про ваши личные усилия. Сколько времени и усилий готовы потратить лично вы, помимо тех занятий, которые будут с репетитором или на курсах?
❗Не думайте, что после этого мотивационный этап пройден. Важно также поддерживать мотивацию. Сегодня мотивация может быть высокой, но уже через несколько дней вы почувствуете, что она упала почти до нуля. Это бывает абсолютно со всеми!
❓Что может помочь поддержать мотивацию?
- Позитивное окружение - ребята, настроенные на успешную сдачу ЕГЭ. Окружите себя теми, кто будет вас вдохновлять на работу!
- Старайтесь улавливать позитив даже в своих неудачах. Да, что-то, возможно, не получается. Но в каких-то вещах прогресс есть!
- Ведите дневник своих достижений. Просматривая его, вы сможете сравнить то, где вы сейчас, с тем, где вы были в начале, и приятно удивитесь.
🏠Дом должен строиться на крепком фундаменте. Мотивация - это фундамент для подготовки к ЕГЭ! Не забывайте про нее.
✅ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ
Итак, первый этап пройден. Мотивации добавилось. Но что делать дальше?
❓Просто изучать тему за темой?
К сожалению, на данном этапе это неэффективный путь. Это подобно тому, как будто вам рассказывают про детали какой-нибудь картины, но при этом вы не видите ее всю перед собой. Поначалу нужно потратить некоторое время на то, чтобы увидеть общую картину.
Начните с истории России - там гораздо меньше веков, чем по всеобщей истории. И в основном в ЕГЭ проверяется как раз история России.
К сожалению, общую картину сложно найти в школьных учебниках. Начиная с 6 класса, дается новый и новый материал, который к 10-11 классу счастливо забывается. Покупать тоненькие книжки с кратким обзором - тоже не вариант. Зачастую материал в них изложен не только поверхностно, но и некачественно.
На своих уроках я уделяю несколько занятий для общего обзора истории России. Я рассказываю по векам и выделяю основные события, которые произошли в эти века.
📝Что нужно уметь после этого этапа?
- Во-первых, кратко описывать каждый век в истории России.
- Во-вторых, знать ключевые даты.
Пока не нужно концентрироваться на картах, на культуре, на заданиях 2 части ЕГЭ. Нужно потратить время для того, чтобы в голове была нарисована общая картина.
🏠Общая картина - это каркас дома, на который будут опираться новые факты, которые вы будете узнавать в дальнейшем.
✅ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ
На третьем этапе нужно сформировать общие представления об исторической карте. Историческая карта понадобится нам при изучении почти любой темы курса истории России. Поэтому нужно некоторое ознакомление, особенно в тех случаях, когда текущий уровень работы с картой невысокий.
❓Что нужно на этом этапе?
- Разобраться, как устроена историческая карта. Например, у карты обычно есть легенда - список условных обозначений, расположенный обычно в боковой части карты.
- Далее стоит потренироваться над умением находить информацию, которая явно содержится на исторической карте.
📝Пример такого задания:
Пользуясь исторической картой, оцените высказывание: "В ходе событий, обозначенных на карте, к России был присоединен Карс".
Проанализировав карту, приходим к выводу о том, что Карс не был присоединен: он не включен в заштрихованную территорию.
- Также на начальном этапе полезно запомнить, где расположены на карте наиболее часто встречающиеся в ЕГЭ города. Это позволит лучше ориентироваться по карте и запоминать другие города, опираясь на уже известные. У меня на канале есть статья по этому вопросу.
Важнейшие города в заданиях по карте (ЕГЭ по истории)
🏠Историческая карта - это чертеж вашего дома. Без чертежа сложно сориентироваться.
✅ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОВ ПО ИСТОРИИ
После такого вводного погружения мы переходим к изучению истории России последовательно тема за темой. В моем электронном учебнике материал по истории России разбит на 39 тем. Главный акцент для тех, кто по уровню пока ниже 60 баллов, делается на изучении основных фактов.
📕В моем учебнике:
- представлена вся основная теория по каждой теме;
- даются все необходимые карты и иллюстративный материал;
- домашнее задание к каждому уроку сориентировано на отработку основных фактов: событий истории России, фактов, связанных с историческими личностями. Также большое внимание уделяется знанию деятелей культуры и произведений культуры.
Не нужно волноваться о том, что какие-то важные факты забудутся. Регулярно в домашних заданиях мы повторяем и материал из предыдущих тем. Постепенно, по мере повторения, он лучше запоминается.
❗Свой учебник я не издавал и не продаю. Я его использую в чисто учебных целях с теми, кто занимается со мной. Но чтобы вы могли составить общее представление о нем, выкладываю одну из тем.
В зависимости от того, насколько легко дается материал, этот этап может варьироваться. Кому-то нужно больше времени для закрепления базовых фактов. А с кем-то мы можем уже переходить к заданиям 2 части. В данном случае нужно придерживаться индивидуального подхода.
В любом случае, после прохождения всех тем по учебнику и при постоянном выполнении домашних заданий практически любой ученик может достичь уровня 60 баллов, а многие - значительно превысить этот уровень.
🏠У учеников, которые прошли этот этап, уже есть внешний вид дома. Но еще предстоит позаботиться об отделке и внутреннем интерьере.
✅РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ПРОЧИТАННОГО
У тех, кто пока не дотягивает до 60 баллов, бывает разная ситуация. Кто-то просто до этого плохо изучал историю, но по другим предметам у них идет все более-менее нормально. У них, как правило, такие общеучебные навыки, как умение выделять информацию из текста, излагать информацию, уже есть. Но бывает, что эти навыки не сформированы. В таком случае нужно потратить какое-то время на их прорабатывание.
Я обычно задаю наводящие вопросы по тому материалу, который содержится в электронных учебнике.
- Самый простой вариант - фактические вопросы, например: "Какие новые органы власти появились при Петре Великом?" или "При ком появился первый общерусский Судебник?". Они позволяют немного повысить темп урока и полезны для "разогрева".
- Далее, если эти вопросы не вызывают проблем, можно задавать более глубокие вопросы на понимание прочитанного. Например: "Как военные реформы Петра Великого способствовали успехам России в Северной войне?" и т.п. Здесь уже одного слова или словосочетания будет мало. Нужно сформулировать одно предложение или несколько предложений, опираясь на материал текста.
❗На самом деле, у многих есть привычка отвечать на вопрос двумя -тремя словами. Эта привычка при подготовке к ЕГЭ очень сильно тормозит движение вперед. Ее преодоление - это сложная, терпеливая работа.
Для тех, кто уже достиг 60 баллов, умение выделять информацию из прочитанного обычно сформировано. Но вопросы по содержанию текста зачастую полезны и для этих ребят. Во-первых, это помогает избежать поверхностного прочтения информации в учебнике. Во-вторых, на некоторых моментах, которые более трудные для понимания, следует дополнительно остановиться. В ряде случаев полезно снова проговаривать ту информацию, которую ученик прочитал до этого в учебнике.
🏠Умение выделять информацию из прочитанного - важное условие для последующей успешной работы при подготовке к ЕГЭ.
Итак, мы рассмотрели основные пять этапов, которые нужно пройти ученику при подготовке с нуля для достижения 60 баллов. Надеюсь, что статья вам понравилась! В следующей статье я поговорю о том, что нужно для достижения 80 баллов на экзамене.
С вами был автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский. Всего вам доброго!
📝Подпишитесь на новую группу "Люблю историю!" в ВК. Вы найдете много интересной и полезной информации по истории и обществознанию!
🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Изменения в ЕГЭ-2023 по истории и обществознанию
В каких случаях я отказываюсь заниматься с учениками?
Апелляция по результатам ЕГЭ: "мифы" и мой опыт
4 причины, почему я занимаюсь с учениками по собственным материалам