Найти в Дзене
Исцеление души ◉◡◉

Маниакальная фаза БАР I типа и НРЛ

Оглавление

Маниакальная фаза биполярного расстройства первого типа часто ошибочно диагностируется как нарциссическое расстройство личности (НРЛ).

Пациенты с биполярным расстройством в маниакальной фазе проявляют многие признаки и симптомы патологического нарциссизма, гиперактивности, эгоцентризма, отсутствия эмпатии и помешательства на контроле. Во время этой повторяющейся главы болезни пациент находится в эйфории, у него грандиозные фантазии, он плетет нереалистичные схемы и испытывает частые приступы ярости (раздражителен), если его желания и планы срываются.

В чем заключается разница?

Маниакальные фазы биполярного расстройства, однако, ограничены во времени, а НРЛ нет. Кроме того, за манией обычно следуют затяжные депрессивные эпизоды. Нарцисс также часто страдает дисфорией (глубокое состояние беспокойства или неудовлетворенности, это противоположность эйфории). Но в то время как человек с БАР погружается в глубокое самоуничижение, самокритику, безграничный пессимизм, всепроникающую вину и ангедонию, нарцисс, даже находясь в депрессии, никогда не отказывается от своего нарциссизма – его грандиозности, чувства собственного достоинства, высокомерия и отсутствия эмпатии.

Нарциссические дисфории гораздо короче и реактивнее. Они представляют собой реакцию на разрыв в грандиозности. Проще говоря, нарцисс впадает в уныние, когда сталкивается с пропастью между его раздутым представлением о себе и грандиозными фантазиями и унылой реальностью его жизни: его неудачами, отсутствием достижений, распадающимися межличностными отношениями и низким статусом. Тем не менее, одной дозы нарциссического ресурса достаточно, чтобы поднять нарциссов из глубины страданий на высоты маниакальной эйфории.

С биполярным аффективным расстройством всё обстоит иначе. Предполагается, что источник перепадов настроения человека заключен в биохимии мозга, а не в наличии/отсутствии нарциссического ресурса. В то время как нарцисс полностью контролирует свои способности, даже когда максимально возбужден, человек с БАР часто чувствует, что потерял контроль над своим мозгом («полет идей»), речью, концентрацией внимания (отвлекаемость) и двигательными функциями.

Человек с БАР склонен к безрассудному поведению и злоупотреблению психоактивными веществами только во время маниакальной фазы. Нарцисс употребляет наркотики, пьет, играет в азартные игры, совершает покупки в кредит, занимается небезопасным сексом или совершает другие компульсивные поступки как в приподнятом настроении, так и в подавленном.

Как правило, маниакальная фаза биполярного расстройства мешает социальному и профессиональному функционированию человека. Многие нарциссы, напротив, достигают самых высоких ступеней в своем сообществе, церкви, фирме или добровольческой организации. Большую часть времени они функционируют безупречно, хотя неизбежные срывы и грубое вымогательство нарциссических ресурсов обычно кладут конец карьере нарцисса и его социальным связям.

Маниакальная фаза биполярного расстройства иногда требует госпитализации и чаще, чем принято считать, включает психотические особенности. Нарциссы никогда не госпитализируются, так как риск членовредительства невелик. Более того, психотические микроэпизоды при нарциссизме носят декомпенсационный характер и проявляются только при невыносимом стрессе (например, при интенсивной терапии).

Биполярная мания вызывает дискомфорт как у незнакомых людей, так и у самых близких пациента. Его/ее постоянная жизнерадостность и навязчивая настойчивость в межличностных, сексуальных и профессиональных взаимодействиях порождают беспокойство и отвращение. Ее/его лабильность настроения, резкие колебания между неконтролируемой яростью и неестественным хорошим настроением, прямо-таки пугают. Общительность нарцисса, для сравнения, является расчетливой, «холодной», контролируемой и целенаправленной (извлечение нарциссического ресурса). Его циклы настроения и аффекта гораздо менее выражены и менее быстры.

Завышенная самооценка биполярника, завышенная уверенность в себе, очевидная грандиозность и бредовые фантазии сродни нарциссическим и являются источником диагностической путаницы. Оба типа пациентов претендуют на то, чтобы давать советы, выполнять поручения, выполнять миссию или вступать в предприятие, для которого они однозначно неквалифицированы и не имеют необходимых талантов, навыков, знаний или опыта. Но напыщенность биполярника гораздо более бредовая, чем у нарциссиста.

Магическое мышление является общим признаком, и в этом смысле биполярное расстройство ближе к шизотипическому, чем к нарциссическому.

Есть и другие отличительные симптомы:

  • Нарушения сна, особенно острая бессонница, часто встречаются в маниакальной фазе биполярного расстройства и редко встречаются при нарциссизме. Так и «маниакальная речь» - напористая, непрерывная, громкая, быстрая, драматичная (включает пение и юмористические вставки), иногда непонятная, бессвязная, хаотичная и длится часами. Это отражает внутреннее смятение биполярника и его/ее неспособность контролировать свои скачущие и калейдоскопические мысли.
  • В отличие от нарциссов, биполярники в маниакальной фазе часто отвлекаются при малейших раздражителях и неспособны сосредоточиться на релевантных данных или поддерживать нить разговора. Они «повсюду», одновременно инициируя многочисленные деловые предприятия, вступая в бесчисленные организации, пишут бесчисленные письма, связываются с сотнями друзей и совершенно незнакомых людей, действуя властно, требовательно и навязчиво, полностью игнорируя потребности и эмоции несчастных получателей их нежелательного внимания. Они редко следят за ходом своих проектов.
  • Трансформация настолько заметна, что человек с БАР часто описывается своими ближайшими родственниками как «не в себе». Действительно, некоторые биполярники переезжают, меняют имя и внешность и теряют контакт со своей «прежней жизнью».
  • Антисоциальное или даже преступное поведение не является редкостью, и отмечается агрессия, направленная как на других (нападение), так и на самого себя (самоубийство). Некоторые биполярники описывают остроту чувств, сродни переживаниям, о которых рассказывают потребители наркотиков: запахи, звуки и зрелища усиливаются и приобретают неземное качество.
  • В отличие от нарциссов, биполярники сожалеют о своих проступках после маниакальной фазы и пытаются искупить свои действия. Они осознают и принимают, что «с ними что-то не так», и обращаются за помощью. Во время депрессивной фазы они становятся эго-дистоническими, а их защитные механизмы аутопластичны (они винят себя в своих поражениях, неудачах и злоключениях).
  • Наконец, патологический нарциссизм заметен уже в раннем подростковом возрасте. Полноценное биполярное расстройство, включающее маниакальную фазу, обычно возникает в возрасте до 20 лет. Нарцисс последователен в своей патологии. А в случае с БАР начало маниакального эпизода происходит быстро, яростно и приводит к заметной метаморфозе пациента.

Депрессия нарцисса

Многие ученые считают патологический нарциссизм одной из форм депрессивного заболевания. Такова позиция авторитетного журнала «Psychology Today». Жизнь типичного нарцисса действительно перемежается повторяющимися приступами дисфории (повсеместной печали и безнадежности), ангедонии (потери способности испытывать удовольствие) и клинических форм депрессии (циклотимической, дистимической или других). Эта картина запутывает частым присутствием расстройств настроения, таких как биполярное расстройство I типа (как сопутствующая патология).

Хотя различие между реактивной (экзогенной) и эндогенной депрессией устарело, оно все еще полезно в контексте нарциссизма. Нарциссы реагируют депрессией не только на жизненные кризисы, но и на колебания нарциссического запаса и на обстоятельственную неспособность выразить свой доминирующий психосексуальный тип (церебральный или соматический).

Личность нарцисса дезорганизована и неуравновешена. Он регулирует чувство собственного достоинства, потребляя нарциссический ресурс от других. Любая угроза непрерывному потоку указанных поставок ставит под угрозу его психологическую целостность и способность функционировать. Нарцисс воспринимает это как угрозу для жизни.

Действительно, депрессия может быть концептуализирована как реакция на системный сбой до сих пор заслуживающих доверия и эффективных стратегий преодоления, либо из-за сейсмического изменения обстоятельств и окружающей среды, либо из-за ошеломляющей новой информации.

Дисфория, вызванная потерей

Это депрессивная реакция нарцисса на потерю одного или нескольких источников нарциссического питания – или к распаду патологического нарциссического пространства (личное пространство, места его преследования или охоты, социальная единица, члены которой одаривают его вниманием).

Дисфория, вызванная дефицитом

Глубокая и острая депрессия, которая следует за вышеупомянутыми потерями источников питания или ограничения пространства. Оплакав эти потери, нарцисс теперь скорбит об их неизбежном исходе – отсутствии или дефиците нарциссического запаса. Парадоксально, но эта дисфория заряжает нарцисса энергией и побуждает его искать новые источники снабжения, чтобы пополнить свой иссякший запас (таким образом, инициируя нарциссический цикл).

Дисфория нарушения регуляции самооценки

Нарцисс реагирует депрессией на критику или несогласие, особенно со стороны надежного и долгосрочного источника нарциссического питания. Он боится неминуемой потери источника и ущерба своему собственному хрупкому душевному равновесию. Нарцисса также возмущает его уязвимость и его крайняя зависимость от обратной связи от других. Таким образом, этот тип депрессивной реакции является мутацией самонаправленной агрессии.

Дисфория разрыва грандиозности

Нарцисс твердо, хотя и вопреки действительности, воспринимает себя всемогущим, всеведущим, вездесущим, блестящим, совершенным, неотразимым, невосприимчивым и непобедимым. Любые данные, свидетельствующие об обратном, обычно фильтруются, изменяются или вообще отбрасываются. Тем не менее, иногда реальность вторгается и создает разрыв в грандиозности. Нарцисс вынужден столкнуться со своей смертностью, ограничениями, невежеством и относительной неполноценностью. Он дуется и погружается в выводящую из строя, но недолговечную дисфорию.

Дисфория самонаказания

Глубоко внутри нарцисс ненавидит себя и сомневается в собственной ценности. Он сожалеет о своем отчаянном пристрастии к нарциссическому снабжению. Он судит о своих действиях и намерениях жестко и садистски. Он может не осознавать эту динамику, но она лежит в основе нарциссического расстройства и является причиной, по которой нарциссу пришлось прибегнуть к нарциссизму в качестве защитного механизма в первую очередь.

Этот неисчерпаемый источник недоброжелательности, самобичевания, неуверенности в себе и направленной на себя агрессии приводит к многочисленным проявлениям саморазрушительного поведения – от безрассудного вождения и злоупотребления психоактивными веществами до суицидальных мыслей и постоянной депрессии.

Именно способность нарцисса к конфабуляции спасает его от самого себя. Его грандиозные фантазии удаляют его от реальности и предотвращают повторные нарциссические травмы. Многие нарциссы в конечном итоге становятся шизоидными, параноидальными, впадают в бред. Чтобы избежать мучительной и гложущей депрессии, они отказываются от самой жизни.

Источник: Sam Vaknin. Depression and Narcissistic Pathologies of the Self // Clin Schizophr Relat Psychoses. Volume 15:1, 2021. P. 14–17.

Поставьте «палец вверх» этой публикации, это поможет её продвижению ☺