После кризисного февраля китайские грузовики практически заменили европейские на российском рынке. Более того, аналитики прогнозируют, что к концу года доля марок из КНР превысит показатели «европейской семерки» производителей 2021 года и даже отвоюет часть рынка у российских компаний.
В июне доля китайских марок составила 31 % на российском рынке, в июле выросла до 44 %. А вот доля российских, наоборот, сократилась, снизившись с июньских 53 % до июльских 43 %.
Как меняется рынок грузовых автомобилей в России.
Такие изменения начались не «вчера»: по итогам 2020 года «европейская семерка» (Scania, Volvo, Man, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault) из-за нестабильного курса рубля сократила свою долю на российском рынке до 33,5 %, то есть на 7,7 процентного пункта. Уже в 2021 году европейские марки столкнулись с грандиозной нехваткой запчастей. С марта 2022 года поставки в Россию европейских и американских грузовиков были приостановлены — тягачи и самосвалы попали под санкции ЕС, их импорт в Россию теперь запрещен.
Казалось бы, это должно было послужить мощным толчком для развития российских торговых марок. Но не тут-то было: «Автостат» сообщает, что продажи китайских моделей стремительно растут, за первые семь месяцев этого года было продано почти 9000 новых грузовиков из КНР, а это 20 % российского рынка против 7 % прошлого года.
В то же время КамАЗ уверяет, что его позиции на рынке достаточно стабильны и он до сих пор остается лидером по объемам продаж: в июне было реализовано 2300 грузовиков российского производства. Однако это на 30 % меньше показателей июня 2021 года. На втором месте после КамАЗа теперь идет Shacman из КНР вместо прежних Volvo или Scania.
Поскольку реализацию инфраструктурных проектов еще никто не отменял, наибольшим спросом сейчас пользуется самосвальная техника. А вот рынок магистральных тягачей упал на 45 %, что, в принципе, типично для кризисных периодов экономики: от магистральников в таких ситуациях отказываются в первую очередь, как от достаточно дорогостоящей техники.
В последние месяцы доля китайских моделей на российском рынке непрерывно растет. За семь последних месяцев было куплено:
- 3800 грузовиков Shacman/Shaanxi;
- 1909 Howo;
- 1301 JAC;
- 1121 FAW.
Рассмотрим эти, а также несколько других марок из КНР, которые приглянулись российскому рынку за достойное соотношение между приемлемой ценой и хорошим функционалом.
FAW Jiefang
Старейшая автомобилестроительная компания КНР со штаб-квартирой в Чанчуне поставляет на рынок России свою продукцию с 2007 года. В этом году она не представила никаких новинок, однако и прежние модели заслуженно пользуются популярностью. Среди них двух- и трехосные седельные тягачи, самосвалы с кузовами AMKAR и самосвальными платформами.
Особенно радует двухосная техника: дизельными моторами экологического стандарта Евро-5 и представлена в широком ассортименте. Это открытые и тентованные бортовые грузовики, рефрижераторы, промтоварные фургоны, самосвалы, эвакуаторы со сдвижной платформой, мусоровозы и автогидроподъемники.
JAC Motors
Еще одна китайская автомобилестроительная компания, появившаяся в 1999 году на базе автозавода «Цзянхуай» и предлагающая российскому рынку широкий ассортимент техники, в числе которой седельные тягачи, цельнометаллические фургоны, самосвали, бетономиксеры и т. д.
В 2022 году компания порадовала наш рынок новыми моделями: самосвалом JAC N410, который способен перевозить до 24 000 сыпучего груза; автобетоносмесителем JAC N350 со снаряженной массой 15 030 кг; двухосным грузовиком JAC N200 с алюминиевым бортовым кузовом и полезной нагрузкой 13,5 тонны.
Shacman/Shaanxi
Завод производителя находится в городе Сиянь. Специализируется он основном на сборке техники для Китая и теплых регионов, которая России абсолютно не подходит. Однако она же собирает специально для суровых российских климатических условий автомобили Shacman, которые прежде выпускались под брендом Shaanxi.
Отличительная черта моделей — дополнительная теплоизоляция салона. Вся техника производится в соответствии с требованиями и нормами Евро-3, ныне действующими в нашей стране. Однако при покупке следует внимательно изучить документацию: на отечественном рынке существует множество подделок данного бренда.
Howo
Тяжелый грузовики Howo являются брендом китайской компании CNHTC, базирующейся в городе Цзинань. Первый грузовик автомобилестроительного завода модели JN150 марки HUANGHE был выпущен в 1963 году, его одобрил сам Мао Цзэдун.
Тяжелые грузовики Howo славятся тем, что могут работать в суровых погодных и климатических условиях, отличаются повышенной надежностью, высокой грузоподъемностью и могут преодолевать огромные расстояния даже при полном отсутствии дорожного полотна.
Auman
Этот бренд принадлежит заводу Foton, открытому в 1996 году. Пролукция компании появилась на российском рынке гораздо позднее, чем другие китайские автомобили, однако довольно быстро стала пользоваться полпулярностью.
Особенно по душе дальнобойщикам пришлась двухосная модель Auman EST A, сконструированная по образу и подобию Mercedes-Benz Actros MP4 в 2017 году. Достойный уровень комортной поездки обеспечен за счет высокой двухместной кабины с двумя спальными полками и пневматической подвеской. Но настоящее удобство модель обеспечивает благодаря 12-ступенчатой автоматической коробке передач.
CIMC
Автомобили под брендом CIMC в Китае выпускает сразу несколько предприятий. В России продукцию этой марки представляет ООО «СИМС Трейлер Рус». В линейке представлены полуприцепы, спецтехника, грузовики тяжелого класса, авторефрижераторы, автомобили-газовозы и т. д.
Среди других популярных китайских брендов на российском рынке стоит упомянуть Dayun Truck и Dongfeng Trucks. В основном значительно увеличились продажи самосвалов, седельных тягачей и строительной техники, произведенной в КНР. На сегодняшний день рынок китайских грузовиков уверенно конкурирует с Россией.
Что будет в будущем? Судить пока рано, но тенденции четко прослеживаются. Россия разворачивается в сторону Востока и Азии. Эта парадигма будет влиять на все отрасли промышленности, а первые результаты, как видится, можно будет оценить после первого квартала 2023 года.