Найти тему

Зачем фотографу...

... длинные и сильные ноги.

Я не про банальное «волка ноги кормят», я про технику безопасности.

Ладно, рассказываю эту жуткую и грустную историю.

Дело в том, что я единственный в мире фотограф, который дрался с клоуном Славой Пoлyниным ногами. Не напрашиваюсь в знаменитости, просто констатация факта.

В 1989-м я познакомился с молодёжной редакцией АПН (сегодня это РИА «Новости»). Туда захаживали уже известные Игорь Мухин, Виктория Ивлева и другие будущие светила мировой фотографии. Атмосфера в редакции была очень доброжелательной и к таким как я фотографам-новичкам. Поэтому, когда фоторедактор позвонила мне и попросила отснять выступление югославского клоуна Джанго Эдвардса в программе полунинских Лицедеев, я быстро собрал манатки и на ночном поезде рванул в Ленинград.

В каком-то Доме Культуры в улочках рядом с Невским взял в окошке забронированные билеты и спросил можно ли снимать.

- Нам-то всё равно, но там Слава Полунин заправляет, - ответила равнодушная тётя в кассе.

Запрета на съёмку нигде не было видно и я занял место в первом ряду с самого края, чтобы никому не мешать. Поставил камеру на штатив, осмотрелся: в главном проходе окапывался какой-то толстый фотограф с толстой камерой «Салют» 6х6 и больше никого из снимающих.

Вышел ведущий концерта, объявил программу и почему-то стал разглядывать меня. Переполненный зал повернулся в мою сторону. Ведущий через паузу сказал, что съёмка со вспышкой запрещена – обращался он явно ко мне.

Я посмотрел на 6х6 – у него на камере висел громадный светильник и снимать его он не собирался. Стало понятно, что это или фотограф Лицедеев, или они продали ему право на съёмку.

Программа началась с того, что Пoлyнин первым делом подошёл ко мне и свирепо прошипел, чтобы я сматывал удочки; морда его была размалёвана довольно угрожающе, и я понял, что надо подумать о последствиях.

Дальше понеслась клоунада, которую я благополучно отснял на две плёнки; Слава во время действа грозно смотрел в мою сторону, а за спиной у меня поставили какого-то здоровенного парня – стерегли, чтобы не сбежал.

Минут за пять до окончания спектакля я начал готовиться к неприятностям: одну камеру положил на самое дно кофра и прикрыл объективами и вспышками. Из другой достал отснятую плёнку и спрятал её в ботинок (шнурки ослабил заранее), а в камеру заправил специально приготовленную катушку с засвеченной плёнкой, свернул объектив и поставил заглушки. Собрал аппаратуру в сумку, штатив в чехол. И как только стихли аплодисменты «на бис», ко мне сзади подошли два парня и, взяв меня под локотки, вывели на сцену. Состояние моё было близко к обмороку.

Подскочил раскрашенный Слава, схватил кофр за ремень и потребовал плёнку или 100 (сто!) рублей советских денег. От волнения я не мог говорить и только отрицательно помотал головой. Полунинская труппа стала вокруг нас в кольцо. Слава стал вырывать сумку, и хоть говорить я ещё не мог, но за кофр держался. Тогда Слава ударил меня ногой по ляжке – я ответил тем же. Дальше мы начали лупить друг друга изо всех сил ногами, при этом дёргая сумку в разные стороны. Кофр затрещал и пообещал развалиться.

Зрители, не успевшие покинуть зал, начали возвращаться к сцене, узрев продолжение спектакля; кто-то достал фотоаппарат. Видимо, испугавшись, что я преодолею слепо-глухо-немоту и буду орать, администратор труппы остановил танец маленьких лебедей и предложил в гримерной «уладить дело по-хорошему».

Пора было отдавать засвеченную плёнку, но я боялся, что, если сделаю это скоро и без сопротивления, то клоуны заподозрят обман.

В комнате мы (человек восемь) сели за стол, и администратор взял на себя роль «доброго полицейского», мол, он готов заплатить семь рублей за плёнку – я делано рассмеялся и сказал, что в редакции получу рублей сорок плюс благодарность. Тогда он предложил десять роликов «кодака» в качестве компенсации: Пoлyнин фальшиво закричал, что это грабёж.

Я попытался сторговаться до двадцати роликов, но администратор клятвенно приложив руку к беременному животу, сказал, что есть только десять. Помявшись я взял с него «честное слово», и он поклялся своей мамой, что век воли не видать, но я получу свои 10 катушек.

Я достал камеру, скрутил плёнку, вынул и отдал админу. Тут же все вскочили с места, стали смеяться и кричать «обманули дурака на четыре кулака», называть меня чудаком на букву «М» и радостные повалили из гримёрки.

Администратор сунул плёнку в карман и рукой показал мне на выход. Я подумал и сказал ему правду:

- А плёнка-то чистая - отснятую я вам не отдал.

- Да-да, расскажи это в своей редакции, - всхлипнул админ.

Я встал и вышел на улицу. Достал из ботинка плёнку, и хотя всё получилось, как я и предполагал, обида от того, что не удалось слупить с этих идиотов ещё 10 роликов «кодака» не отпускала.

Кофр я попытался отреставрировать, но через пару месяцев купил другой, а старый ещё лет десять валялся под кроватью.

P.S.  Слайды были напечатаны в журнале, я получил 25 рублей плюс командировочные. Плёнки исчезли во времени и пространстве. Очень жалел, что не взял почтового адреса Славы, чтобы послать экземпляр журнала, который до сих пор храню в своём архиве на «добрую память».

P.P.S. Ясное дело, совпадения имён, географических и иных названий случайны, и на фото-охоте ни один «полунин» не пострадал.

-2