Производители автомобилей с первых лет появления этого вида транспорта уделяли пристальное внимание мощности моторов, максимальной скорости и оснащению салонов, практически забыв о невероятно важном аспекте — о безопасности.
Первый официально зарегистрированный трагический случай с участием автомобиля произошел еще в 1899 году. Однако всерьез за безопасность инженеры взялись лишь в конце 1950-х годов. Самый масштабный рывок в развитии безопасности пришелся уже на наше время за счет цифровых технологий. Но расскажем обо всем по порядку!
С чего все начиналось
К началу XX века автомобили набрали популярность в развитых странах. Интересно, что в США тогда около 40% автопарка занимали электромобили, столько же машин были оснащены паровыми двигателями, а бензин проще было купить в аптеке, чем в специальном сервисе.
Но несмотря на разнообразие силовых установок, внешне автомобили тех лет скорее походили на конные экипажи. Кузова изготавливали из дерева, зачастую не придавая особого значения прочности конструкции и не рассчитывая возможную травматичность. А вместо привычного нам руля устанавливали румпели – рычаги управления.
Постепенно к 1910-м годам открытые типы кузова сменились на более прочные и практичные закрытые. Тогда же автомобили обзавелись жесткими бамперами, и разработчики задумались о тормозной системе. Многие модели тех лет легко разгонялись до 100 км/ч и более, а тормозные колодки тогда было принято устанавливать только на заднюю ось.
К 1920-м инженеры разработали гидравлическую тормозную систему — она повышала эффективность, но требовала больших усилий от водителя. Помог в этом механический усилитель, который делал управление автомобилем более комфортным.
Важнейшие нововведения тех лет:
- Стеклоочистители — получили распространение на американских автомобилях с 1916 года;
- Первые электрические фары — начало 1920-х годов;
- Ударопрочные лобовые стекла — 1928 год;
- Распространение цельнометаллического кузова — конец 1920-х годов.
Безопасный автомобиль
К середине XX века в индустрии развивается концепция пассивной безопасности. Повышение безопасности водителя и пассажиров за счет внедрения различных систем, которые помогали людям оставаться в живых при аварии.
Одним из основных направлений системы пассивной безопасности стало создание «капсулы безопасности». Инженеры пришли к выводу, что салон автомобиля должен быть достаточно жестким и прочным, чтобы выдерживать высокие нагрузки и оберегать пассажиров при ДТП. Кинетическую энергию удара принимают на себя сминаемые энергопоглащающие зоны, которые находятся в передней и задней частях автомобиля.
Второй важнейший элемент пассивной безопасности — это ремни, которые надежно удерживают человека в кресле. Первые трехточечные ремни безопасности появились еще в начала ХХ века, но серийно в массовых автомобилях их начали применять лишь к 1960-м годам, благодаря разработкам инженеров известного шведского автомобильного бренда. В это же время производители доработали и сами сиденья, к примеру, появились подголовники.
Настоящей революцией стали фронтальные надувные подушки безопасности, появившиеся в серийных автомобилях в начале 1970-х.
Кроме того, к важнейшим элементам пассивной безопасности, появившимся во второй половине ХХ века относят:
- Детские кресла — начало 1960-х годов;
- Сминаемые и мягкие элементы интерьера — 1960-е годы;
- Ребра жесткости и защитные балки в дверях — конец 1970-х годов;
- Боковые подушки безопасности и шторки — 1990-е годы;
- Травмобезопасные капоты и подушки безопасности для пешеходов — 2010-е годы.
В наше время развитие технологий и множество исследований, включая серии краш-тестов, позволили производителям добиться невероятного уровня пассивной безопасности. Этому способствует применение высокопрочных материалов и компьютерное моделирование конструкции сминаемых зон.
Все это позволило спасти сотни тысяч жизней в авариях по всему миру. Но на этом эволюция не прекращается.
Новые технологии
Помимо пассивных средств автомобильной безопасности есть и активные. Это технологии, которые помогают человеку не допустить аварийную ситуацию или свести ее последствия к минимуму.
Одним из первых таких изобретений стала электронная антиблокировочная система тормозов, которая предотвращает блокировку колес при экстренном торможении и помогает водителю не потерять управление — ее серийное применение началось в конце 1970-х годов, а уже в следующем десятилетии инженеры разработали системы электронного контроля устойчивости автомобиля при резких маневрах.
Среди других важнейших технологий активной безопасности стоит выделить:
- Парковочные датчики — середина 1990-х годов;
- Адаптивный круиз-контроль — конец 1990-х годов;
- Система автоматического экстренного торможения и технология мониторинга слепых зон — 2000-е годы.
И автопромышленность не стоит на месте. Самые современные модели автомобилей по своим системам активной безопасности уже обходят представления фантастов недалекого прошлого. К примеру, кроссовер Geely Tugella может самостоятельно предотвратить непроизвольную смену полосы движения, следить за дорожными знаками в пути, подсказать водителю, если тот устал, и даже помочь безопасно припарковаться.
А впереди нас ожидает эра автономных автомобилей, которые будут использовать высокоскоростные сети передачи информации и высокопроизводительные системы искусственного интеллекта, чтобы контролировать ситуацию на дорогах и уберегать пассажиров и других участников движения от аварии.
Напоминаем, что вы можете подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен и официальные сообщества Geely в социальных сетях VK, OK и TG, чтобы быть в курсе самых интересных технологических новостей индустрии.