Найти тему

Как научиться слушать и слышать собеседника

Оглавление

Ежедневно мы общаемся с коллегами, партнерами по бизнесу, родными. С одними хочется беседовать часами, а с другими стремимся закончить разговор уже на второй минуте. Почему так происходит? Ответ простой – люди не умеют слушать и слышать друг друга. И неважно, о какой сфере идет речь – семья или работа. Но эффективному слушанию можно научиться. Рассказываю, как это освоить.

При общении с собеседником важно обращать внимание на то, о чем он говорит. Фото автора mahdi chaghari Unsplash, используется по лицензии Unsplash License
При общении с собеседником важно обращать внимание на то, о чем он говорит. Фото автора mahdi chaghari Unsplash, используется по лицензии Unsplash License

Я не слышу тебя, ты не слышишь меня

Французский писатель Андре Поль Гийом Жид когда-то начал одну из своих лекций словами: «Все это было сказано раньше, но поскольку никто не слушал, то сказанное стоит повторить». Почему большинство людей пропускает слова собеседника и теряет суть разговора? Причины могут быть разные.

Не получается вести конструктивный диалог просто потому, что не выработана способность качественного взаимодействия с другими людьми. Следует помнить, что такой навык формируется в детстве. В семье с низкой культурой общения ребенок копирует манеру перебивать, спорить, делать преждевременные выводы. И с такой привычкой шагает по жизни.

Вести любые переговоры – непростое занятие. А слушать – это активный процесс, требующий сосредоточенности. Но большинство поглощены жизненными трудностями. Обдумыванием проблем. Поэтому и получается, что слушают вполуха, сфокусировавшись на своих мыслях. Отвлекаются, витают в облаках. И не вникают в то, что хочет донести собеседник.

Или в разговоре чрезмерно заняты собственной речью и лоббированием интересов. Торопятся быстрее высказаться. Мысленно формулируют, что ответить. Перебивают, проявляют нетерпение и также теряют суть разговора.

И какой результат «на выходе»? В лучшем случае – превратно понимают оппонента и сталкиваются с таким же недопониманием с его стороны. В худшем – проваливают переговоры, срывают сделки, ссорятся с близкими.

Как овладеть навыком эффективного слушания

Искусный слушатель слышит не только то, что было сказано, но и улавливает то, что не было или упомянуто вскользь. Он способен видеть намеки, анализирует не только слова, но и обращает внимание на жесты, мимику. Для него важен язык тела.

Друзья, задумывались ли вы, умеете ли эффективно слушать и слышать? Чтобы это понять, я рекомендую вспомнить значимый разговор и ответить на следующие вопросы:

  1. Не отвлекаюсь ли я на что-то постороннее во время беседы?
  2. Делаю ли я поспешные выводы?
  3. Обдумываю, как сформулировать ответ, вместо того, чтобы прослушать до конца?
  4. Думаю/мечтаю о чем-то другом?
  5. Часто ли перебиваю?
  6. Склонен ли я выдавать эмоционально окрашенную реакцию на речь оппонента?
Искусный слушатель улавливает информацию между строк. Фото CoWomen Unsplash, используется по лицензии Unsplash License
Искусный слушатель улавливает информацию между строк. Фото CoWomen Unsplash, используется по лицензии Unsplash License

При общении с собеседником важно максимально направлять внимание на то, о чем он говорит.

Ведь неумение слушать и анализировать приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Без навыка общения с людьми вряд ли получится добиться успеха в жизни. Мы живем так, как умеем вести переговоры. Привожу качества, которые необходимо вырабатывать для эффективной коммуникации:

  • терпение;
  • уход от суждений;
  • отказ от преждевременной оценки в начале разговора;
  • умение увидеть ситуацию со стороны;
  • способность создать располагающую обстановку для переговоров.

Чтобы ваш разговор не напоминал беседу глухого со слепым, подготовьтесь заранее. Создайте комфортную обстановку, расслабьтесь. Такие приемы помогут расположить к себе и вызвать доверие. Проявляйте терпение, не отвлекайтесь и будьте беспристрастны. Так вы не потеряете сути, не оттолкнете оппонента и решите вопрос, который хотели.

Подписывайтесь на канал. Делитесь в комментариях, какие инструменты вам помогают эффективно вести переговоры.

Читайте еще: