Ежедневно мы общаемся с коллегами, партнерами по бизнесу, родными. С одними хочется беседовать часами, а с другими стремимся закончить разговор уже на второй минуте. Почему так происходит? Ответ простой – люди не умеют слушать и слышать друг друга. И неважно, о какой сфере идет речь – семья или работа. Но эффективному слушанию можно научиться. Рассказываю, как это освоить.
Я не слышу тебя, ты не слышишь меня
Французский писатель Андре Поль Гийом Жид когда-то начал одну из своих лекций словами: «Все это было сказано раньше, но поскольку никто не слушал, то сказанное стоит повторить». Почему большинство людей пропускает слова собеседника и теряет суть разговора? Причины могут быть разные.
Не получается вести конструктивный диалог просто потому, что не выработана способность качественного взаимодействия с другими людьми. Следует помнить, что такой навык формируется в детстве. В семье с низкой культурой общения ребенок копирует манеру перебивать, спорить, делать преждевременные выводы. И с такой привычкой шагает по жизни.
Вести любые переговоры – непростое занятие. А слушать – это активный процесс, требующий сосредоточенности. Но большинство поглощены жизненными трудностями. Обдумыванием проблем. Поэтому и получается, что слушают вполуха, сфокусировавшись на своих мыслях. Отвлекаются, витают в облаках. И не вникают в то, что хочет донести собеседник.
Или в разговоре чрезмерно заняты собственной речью и лоббированием интересов. Торопятся быстрее высказаться. Мысленно формулируют, что ответить. Перебивают, проявляют нетерпение и также теряют суть разговора.
И какой результат «на выходе»? В лучшем случае – превратно понимают оппонента и сталкиваются с таким же недопониманием с его стороны. В худшем – проваливают переговоры, срывают сделки, ссорятся с близкими.
Как овладеть навыком эффективного слушания
Искусный слушатель слышит не только то, что было сказано, но и улавливает то, что не было или упомянуто вскользь. Он способен видеть намеки, анализирует не только слова, но и обращает внимание на жесты, мимику. Для него важен язык тела.
Друзья, задумывались ли вы, умеете ли эффективно слушать и слышать? Чтобы это понять, я рекомендую вспомнить значимый разговор и ответить на следующие вопросы:
- Не отвлекаюсь ли я на что-то постороннее во время беседы?
- Делаю ли я поспешные выводы?
- Обдумываю, как сформулировать ответ, вместо того, чтобы прослушать до конца?
- Думаю/мечтаю о чем-то другом?
- Часто ли перебиваю?
- Склонен ли я выдавать эмоционально окрашенную реакцию на речь оппонента?
При общении с собеседником важно максимально направлять внимание на то, о чем он говорит.
Ведь неумение слушать и анализировать приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Без навыка общения с людьми вряд ли получится добиться успеха в жизни. Мы живем так, как умеем вести переговоры. Привожу качества, которые необходимо вырабатывать для эффективной коммуникации:
- терпение;
- уход от суждений;
- отказ от преждевременной оценки в начале разговора;
- умение увидеть ситуацию со стороны;
- способность создать располагающую обстановку для переговоров.
Чтобы ваш разговор не напоминал беседу глухого со слепым, подготовьтесь заранее. Создайте комфортную обстановку, расслабьтесь. Такие приемы помогут расположить к себе и вызвать доверие. Проявляйте терпение, не отвлекайтесь и будьте беспристрастны. Так вы не потеряете сути, не оттолкнете оппонента и решите вопрос, который хотели.
Подписывайтесь на канал. Делитесь в комментариях, какие инструменты вам помогают эффективно вести переговоры.
Читайте еще: