В период с января по июнь 2022 года мировая пищевая промышленность достаточно сильно изменилась, не исключением стала и молочная отрасль: специалисты на предприятиях столкнулись с проблемами поставок компонентов, упаковочных материалов, нарушением логистических цепочек реализации готовой продукции и т.д.
Динамика снижения продаж молочных продуктов в первом полугодии 2022 года
За первое полугодие наблюдалась просадка в продажах категории дорогих молочных продуктов: йогурты, сыры, сливки и сметана. В меньшей степени снизились традиционные категории: молоко, однако, стоит отметить, что за счет повышения объемов продаж питьевого молока под СТМ, снижение не столь значительно, в сравнении с другими единицами молочной продукции.
Изменение структуры продаж молочной продукции в первой половине 2022 года
Ввиду подобных изменений, структура продаж тоже меняется, в связи с чем большая доля приходится на молоко, занимающее первое место в потребительской корзине среди всех молочных продуктов.
Растет спрос на товары с заменителями молочного жира, на товары в более дешевой упаковке, что, конечно же, связано с их ценовой категорией и покупательской способностью населения.
Прогнозы продаж молочной продукции
В аспекте прогнозов на ближайшее будущее, уместно говорить о снижении цен: от -5 до -10% от года к году. Очевидно, что категория дорогих товаров будет страдать больше.
Активно растет доля СТМ, которая достигла 17% по федеральным сетям в общей структуре продаж, хотя в аналогичном периоде прошлого года данный показатель был равен 14%. Торговые сети сообщили о намерении до 2025 года повысить это значение до 25%.
Аналитика продаж главных игроков молочного рынка
Основные игроки молочного рынка в первом полугодии 2022 года показали значительное падение в основных своих категориях, в том числе более всего в категории «молоко»:
✔DANONE – (-29%);
✔PEPSICO – (-23%);
✔LACTALIS – (-24%).
Падение крупных игроков обусловлено тем, что компании повысили цены на свою продукции сильнее, чем их повысил рынок и уменьшили количество «промо», в сравнении с рынком.
Аналитика продаж молочных продуктов по федеральным округам в первой половине 2022 года
Если рассматривать ситуацию, сложившуюся в регионах России, то она выглядит следующим образом:
Наблюдается значительной рост Лебедянского молочного завода (+29%) за счет того, что компания занимается сквозными матрицами, активно растят АКБ и наращивают дистрибуцию на территории ЦФО и СФО.
На рынке ПФО компания «Молвест» растет на 17%, вышеупомянутые DANONE и PEPSICO падают еще сильнее, чем в целом по рынку: (-33) и (-26) % соответственно.
Рынок СЗФО показал падение СТМ на 7 процентных пунктов «СлавМо» и «Северное молоко» на фоне общего падения показывают рост: +4 и +5% соответственно.
Рынок ЮФО показал, на фоне общего падения, сильный рост у компании «Агрокомплекс имени Ткачева» - +41%. Подобный рост организации связан с тем, что цены пищевой продукции производителя выросли в 2 раза меньше, чем в среднем по рынку, не уменьшая промо и увеличивая дистрибьюцию. Также, СТМ в округе выросли на 34%.
Рынок УФО на 72% занят местными производителями, что отличает его от других округов.
СФО достаточно специфический округ, имеет ряд своих особенностей, среди которые – падение СТМ. Местные бренды показывают рост, несмотря на снижение по федеральным сетям.
СКФО – рост СТМ, Агрокомплекс имени Ткачева, Нальчикский молочный завод. Рост СТМ в 2 раза больше, чем по рынку в целом, однако, несмотря на это местные игроки не показывают сильного снижения.
Автор статьи: Искакова Альбина — эксперт, практик в сфере маркетинга и продаж продуктов питания, спикер профильных конференций и автор статей. Более 10 лет опыта работы на позиции директора по маркетингу и коммерческого директора в FMCG компаниях. В настоящее время коммерческий директор ГК «Белая Долина».
Статья основана на выступлении нашего партнёра Альбины Искаковой в рамках вебинара «Обзор российского рынка молочных изделий 2021-2022. Факты. События. Прогнозы». Альбина Искакова привела аналитические данные исследовательской компании NTech по изменению структуры продаж и динамики развития рынка молочной продукции по регионам России.
*Источник: MilkLife