У Харитонова есть замечательный фанфик на Стругацких - "Факап". Там, кроме удовольствия встретить знакомых героев, можно подчерпнуть и некоторые рассуждения автора о том, каким должно быть общество будущего. Своего рода утопия. Но довольно-таки реалистичная.
Сейчас я коснусь только одной темы: когда человек перестает быть человеком. Я уже писал на эти темы - "Легализованная психопатия" часть 1 и часть 2. Так вот, цитирую очень интересный отрывок из Харитонова:
Но вот однажды зашёл я к ребятам, а они говорят - извини, дядя Яша, все автоклавы заняты. Гоним продукт. Для опытов нужно срочно. Я спросил что, они отвечают - образцы человеческой мышечной ткани. Да вон, говорят, посмотри, там в кювете лежит.
Ну я посмотрел. Мясо. Как есть мясо. Самое обычное на вид. Там же никаких ручек-ножек нет, просто клетки определённого типа слоями. Ничего вот именно такого человеческого, понимаешь? Просто мясо. Ну вот просто мясо! Такое... даже не знаю, как сказать. Нестрашное. Да. Вот именно - нестрашное.
Сам не знаю, зачем я это сделал. Взял кусок из кюветы и положил себе в контейнер. Ребята и не заметили.
Я не то чтобы вот так прямо собирался попробовать. Если бы меня тогда спросили - точно бы сказал, что нет. Просто какое-то любопытство, что ли. Не насчёт вкуса. А... нет, не знаю, как сказать. Вообще не думал тогда. Просто взял и ушёл. А дома положил мясо в "Магистр" и поставил стандартную обработку и прожарку medium well.
Вот ты меня сейчас спроси - взял бы я это в рот? Не знаю. Не знаю! Правда не знаю! Наверное, всё-таки нет. Очухался бы перед тарелкой.
Но проверить мне это не довелось. Потому что "Магистр", как этот самый кусок в себя заглотнул - через пару секунд выключился. Даже не так - сломался. Просто ничего не работало.
А через пять минут подлетает глайдер. И из него выходят люди. Не киберы. Люди. Причём сразу видно - коллеги.
А ещё через десять минут с меня сняли шлем, отцепили датчики и сказали, что со мной всё в порядке, просто я дурак. И что вполне можно ограничиться профилактической беседой без занесения.
Беседа была короткой. Пожилой лысый дяденька, очень похожий на меня сейчас - я тогда помоложе был - посмотрел мне в глаза и сказал:
- Запомни. Есть вещи, которые делать НЕЛЬЗЯ. Вообще никогда. Есть человеческое мясо НЕЛЬЗЯ. Миллионы людей умерли от голода, но не ели. И никто никогда не будет есть. Убивать людей иногда можно. Пытать иногда можно, калечить можно. Можно из человеческих тканей делать препараты. Есть человеческое мясо НЕЛЬЗЯ. Никогда. Нипочему. Тот, кто ел человечину - уже не человек. Это всё. Аппарат свой кухонный выкинь. Там блокировка специальная, она сработала. И теперь он ремонту не подлежит. Новый возьмёшь.
Тут важна одна фраза: Тот, кто ел человечину - уже не человек.
Но речь пойдет не о каннибализме. А о том, что нелюдьми становятся те, кто подвергают публичным издевательствам других людей. Напоказ. Вот это называется расчеловечивание. И пресекать такие вещи надо моментально. Самым жестким образом. Ибо некоторые (не все) зрители такого расчеловечивания тоже превращаются в нелюдей.
Те, кто привязал людей к столбу - тем самым расписались в том, что они нелюди. Но их поступок опасен еще и тем, что породил нелюдей второго порядка - тех, кто понял: МОЖНО. Можно дать волю далеко спрятанным темным сторонам своей личности и вполне ЛЕГАЛЬНО порадоваться чужой боли.