Понять, какие детали семейной жизни говорят о кризисе, и разработать тактику его преодоления нам помогает Андрей Минченков, российский психолог.
** Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Взрыв. Вторая фаза
Кризис подкрадывается осторожными шагами, а фаза взрыва всегда внезапна. Накопившееся напряжение вдруг вспыхивает яростью, по накалу несравнимой с поводом, ее спровоцировавшим. Ты не расслышала, что сказал муж, переспросила, а он побелел, затрясся и заорал, что его в этом доме никогда никто не слушает и ему нигде нет места. А ты кричишь, что он стал чужим, думает только о себе и никого не замечает. И вы взорвали свой семейный очаг.
Это знаковый момент: после таких скандалов в фазу тихого раздражения, а тем более в эру довольства браком вам уже не вернуться. Кризисный взрыв не похож на обычный скандал, который разрубает какой-то конфликтный узел и прокладывает новую тропинку в отношениях, после чего можно и расслабиться. Облегчения этот взрыв не приносит. Скорее всего, участники испытывают страх: дом рассыпался, всему конец, возвращаться некуда. Надо строить новый. Вместе с прежним партнером. Или с другим. Или одной. Нельзя ждать, что все вернется на «круги своя». Как раньше больше не будет!
Поиски выхода. Третья фаза
Общий сценарий развития семейного кризиса есть. А универсального рецепта, как выйти из него, нет. Он и она находят его совместными усилиями, через бурные обсуждения и практические действия. Как это происходит? Почти всегда серьезным испытанием для брака становится рождение ребенка. Выход из этого кризиса – через понимание: супружеские обязанности никуда не ушли, а родительские к ним прибавились, вот и ищите, как вертеться, чтобы все совместить: и друг друга любить, и дитя растить, и про себя помнить. Договаривайтесь, как расставить приоритеты, какой распорядок дня установить, какие обязанности на себя взять, кого на помощь призвать.
Иные кризисы – иные выходы: завести общее дело, отправиться на учебу, переехать, найти общее хобби, по-иному строить бюджет, изменить взгляды и поступиться принципами.
Замнём и забудем. «Мёртвый театр» как четвертая фаза кризиса
Иногда кризис искусственно замораживают: муж и жена не говорят на «больные темы», прячут агрессию за фальшивыми улыбками, сглаживают все углы конфликта и ищут решение на стороне. Он останавливается на варианте «Еще больше работы» или «Мои друзья и мое хобби», она выбирает «Уход в воспитание ребенка», а для снятия напряжения, ceксyaльного и эмоционального, на горизонте у каждого маячит любoвник или любoвница. Семья утрачивает энергию и «умирает». Муж и жена говорят только по необходимости и только на бытовые темы: что купить, оплачены ли счета, какие отметки у ребенка в школе.
Все видели такие неживые браки, где люди сосуществуют в одном пространстве без любви, без взаимного интереса, без драйва, со скукой, исключительно по привычке и ради выгоды, чтобы имущество не делить. Этот союз можно назвать, по Станиславскому, «мертвым театром»: пьесы в нем ставят, зрители в него все еще ходят, но жизни на сцене нет, все сухо и академично. И супруги в нем – как зомби, действуют без души и тепла, порой тоскуют, так как помнят, как оно было раньше. И хотели бы это вернуть.
Феномен «семейного симптома»
Это очень печальная штука, которая встречается куда чаще, чем мы думаем. Кто-то в семье болеет, или пьет, или постоянно изменяет. Кажется – ужасная драма, а на самом деле – патологическая форма разрешения семейного кризиса. На этой патологии, на этом болезненном симптоме и держится семья. Муж и жена скандалят и делят власть. Семилетняя дочка заболевает астмой. Родители объединяются в своей тревоге за ее здоровье, спор за власть уходит на второй план. Если убрать болезнь дочки, скорее всего, они разведутся. В большой семье пьет племянник, вся агрессия изливается на его голову, и только благодаря этому родственники дружны и не передушили друг друга. Убери алкоголизм парня – и все бы перессорились из-за различий во взглядах.
Главное в данной ситуации – не взяться за решение «проблемы». Это бессмысленно. Перед нами вовсе не проблема, а совсем наоборот, дикий, но по-своему эффективный способ решения другой, очень серьезной задачи. Чтобы избавить человека от семейного симптома, нужно довести кризис до финала: полностью изменить отношения в семье. И тогда девочка навсегда позабудет об астме, а у племянника появится шанс вылечиться от алкоголизма.
Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Если ты в своей семье -- "белая ворона". Как отработать карму
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"