«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить...»
А еще словами можно не причинять вреда. Особенно если пользоваться принципами ненасильственного общения.
Ненасильственное общение (ННО) — это подход к общению, цель которого эмпатия между сторонами в разговоре. Когда возникает сопереживание, намного легче прийти к решению, которое удовлетворит все стороны. Считается, что этот метод улучшает качество жизни и коммуникацию тех, кто его использует.
Принципы ненасильственного общения разработал клинический психолог Маршалл Розенберг в 60–70-е годы прошлого века. Они основываются на личностно-центрированной терапии. С тех пор развилась целая экосистема семинаров, тренингов, видеоуроков по ННО. А книга Розенберга «Ненасильственное общение. Язык жизни» считается бестселлером.
Основные принципы ННО
Согласно ННО, большинство конфликтов возникает из-за неправильного понимания человеческих потребностей. Вследствие этого люди прибегают к принуждению и манипуляциям в разговорах, что вызывает страх, чувство вины, стыд и так далее. Это отвлекает внимание от настоящих потребностей и чувств всех участников коммуникации.
ННО включает четыре компонента.
Первый компонент — наблюдение без оценки. Суть в том, чтобы замечать конкретные вещи или действия вокруг и представлять их в виде фактов без эмоциональной окраски.
❌ Оценка: «Ваня уродлив».
✅ Наблюдение: «Меня не привлекает внешность Вани».
❌ Оценка: «Начальник игнорирует меня».
✅ Наблюдение: «Вчера на совещании начальник не спросил моего мнения».
Второй компонент — чувства. Наблюдение может вызвать в нас разные эмоциональные и физические ощущения. Их нужно описать, при этом необходимо назвать эмоцию без морального суждения, обвинения или выражения мнения по вопросу или проблеме.
❌ Выражение мысли: «Я чувствую, что ты не любишь меня».
✅ Выражение чувств: «Мне грустно».
❌ Суждение: «Когда вы со мной не здороваетесь, я чувствую, что ко мне проявляют неуважение».
✅ Выражение чувств: «Когда вы со мной не здороваетесь, я чувствую себя в замешательстве».
Распознать чувства и эмоции бывает трудно. Чтобы легче ориентироваться в их многообразии, мы подготовили «Словарь чувств».
➡️Скачать «Словарь чувств»
Важное условие работы ННО — ответственность за свои чувства.
Из книги «Ненасильственное общение. Язык жизни»: «ННО делает акцент на осознании того, что действия других могут быть стимулом для наших чувств, но никогда не являются их непосредственной причиной.
Признавая наши собственные потребности, желания, ожидания, ценности и мысли, мы берем на себя ответственность за наши чувства, вместо того чтобы обвинять других».
Третий компонент — потребности. Согласно ННО, все эмоции и чувства, которые мы испытываем, связаны с нашими потребностями. Когда они удовлетворены, мы испытываем приятные чувства, такие как счастье или умиротворение, а когда нет — неприятные эмоции, например разочарование или обиду.
Для эффективного общения важно определить потребность, которая заставляет нас так реагировать на ситуацию, и сообщить о ней. При этом важно не критиковать и не винить человека, с которым общаетесь, а просто сказать о существовании потребности.
Также важно понимать, что у окружающих нас людей тоже есть потребности. Розенберг считает, что это самое важно в ННО.
❌ Нет признания потребности: «Меня бесит, когда ты поздно приходишь с работы».
✅ Потребность: «Меня бесит, когда ты поздно приходишь с работы, потому что я хочу проводить с тобой больше времени по вечерам».
❌ Нет признания потребности: «Меня задевают твои слова».
✅ Потребность: «Меня задевают твои слова, потому что мне хочется поддержки, а не критики».
Четвертый компонент — просьбы. К ним относятся конкретные действия, которые мы можем попросить у других людей и которые помогли бы удовлетворить нашу потребность и тем самым сделать жизнь лучше. Просьба не должна превращаться в требование или запугивание. Поэтому важно помнить, что у собеседника есть свои чувства и потребности, которые могут не совпадать с вашими.
Лучше всего формулировать просьбы в утвердительные высказывания (но можно и в вопросительные) в виде конкретных действий, которых хотим от других, а не абстрактных неоднозначных понятий. А если собеседник откажет в просьбе, принять его ответ.
❌ Абстрактная просьба: «Мне бы хотелось уважения к моему личному пространству».
✅ Просьба о действии: «Пожалуйста, пообещайте стучаться, прежде чем войти в мою комнату».
Иногда узнать о том, просьба это или требование, можно только получив ответ.
❌ Требование:
Петя: «Мне одиноко. Я хотел бы, чтобы ты провела этот вечер со мной».
Аня: «Прости, но я устала и хочу спать. Может, пригласишь на ужин Ваню?»
Если Петя обидется, вызовет чувство вины у Ани или заставит ее испытывать неприятные чувства, то это было требование.
✅ Просьба:
Петя: «Мне одиноко. Я хотел бы, чтобы ты провела этот вечер со мной».
Аня: «Прости, но я устала и хочу спать. Может, пригласишь на ужин Ваню?»
Петя: «Хорошо, наверно, так и сделаю. Я бы хотел увидеться с тобой в выходные».
По мнению Розенберга, общение без насилия невозможно без эмпатии и честности. Эмпатия — это уважительное понимание того, что переживают другие. Честность начинается с понимания и признания собственных потребностей.
Также ННО невозможно без участия всех четырех компонентов. Если выражать чувства без потребностей и просьб, слушатели могут не понять, что именно мы от них хотим. Просьбы без чувств и потребностей могут звучать как требования.