.
.
и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая (Откр.16:21)
.
В книге Откровение Иоанна Богослова есть несколько глав, последние свидетельства которых выглядят не столь значимыми, как те события, которые им предшествовали, поэтому окончания этих глав воспринимаются как некие «промежуточные» утверждения, за которыми, как кажется, должно последовать нечто более масштабное.
Подобным прикровенным образом заканчивается и глава 5, где свидетельство тайнозрителя «всякое создание... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:13) не выглядит конечной точкой и смысловой вершиной всего Новозаветного Домостроительства; и глава 10, где за утверждением «тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр.10:11) сложно рассмотреть вселенскую пророческую миссию Новозаветной Церкви; и глава 11, где явление в открывшемся Небесном храме «ковчега завета» (Откр.11:19) не воспринимается как прямое свидетельство о Втором Пришествии Спасителя, и т.д.
И упоминаемое в последних стихах главы 16 падение с неба «великого града», завершающее семь последних язв, «которыми оканчивалась ярость Божия» (Откр.15:1), не выглядит кульминацией новозаветных событий, — так что многие толкователи ставят после этого свидетельства «смысловую запятую» и «перелистывают страницу», воспринимая события следующей главы продолжением «последних язв гнева и ярости» (т. е. смотрят на события глав 14, 15, 16 и 17 как на последовательные во времени).
Тем не менее, с таким пониманием нельзя согласиться как минимум по той причине, что семь небесных язв, описанные в главах 15 и 16, не «промежуточные», а «последние», — поэтому после «града величиною в талант» в панораме событий не остается места ни для еще одного «последнего гнева», ни для еще одной «последней ярости», а вся история ветхого мира и все наполняющие этот мир беззакония приходят к своему концу.
Что касается сути последнего «апокалиптического» бедствия, — свидетельства главы 16 не препятствуют воспринимать утверждение о падении «великого града» исключительно в буквальном смысле. Однако такое разумение, во-первых, снижает и эмоциональный, и духовных уровень обсуждаемого события, и оно просто «теряется» на фоне тех глобальных катаклизмов от семи последних язв, которые были явлены ранее, — а, во-вторых, подобное предположение явно не соответствует тем буквальным последствиям, которые влечет за собой падение «на людей» (а вовсе не на землю) великого небесного града.
(Старинная единица веса в один талант соответствует 25-30 килограммам, а крупные ледяные градины, не говоря уже про каменные, при падении на землю могут достигать скорости 50 м/c, т.е. 180 км/час, — так что если бы речь шла о некоем буквальном граде, такой град подобно пушечным ядрам пробивал бы несколько этажей в многоэтажных зданиях, а для человека попадание под такой град означало бы не «болезненные язвы», но мгновенную смерть.
А с другой стороны, и укрыться от такого града было бы возможно самым простым и буквальным способом, используя для этой цели бомбоубежища, подвалы и даже строения с достаточно прочными перекрытиями)
Поэтому намного более обоснованным выглядит предположение, что последние стихи главы 16 свидетельствуют не о новых природных катаклизмах и новых массовых смертях среди обитателей земли и моря (которые, к слову, были описаны ранее, причем так, что жизнь во плоти после них выглядела невозможной, сравн. Откр.16:3-4, Откр.16:8, Откр.16:18-19 и т.д.), — но именно и только об «окончательных» и при этом «весьма тяжких» библейских язвах, которые остаются «болезненными» и после смерти по плоти.
Самое существенное значение имеет здесь и то обстоятельство, что библейским наказанием за совершенный смертный грех выступало побитие преступника камнями (чтобы не прикасаться рукой к нечистому, Исх.19:13), причем совершалось подобное возмездие только за пределами города (Чис.15:35-36, Откр.14:20), — и что «небесный град», уничтожавший Содом, истреблявший полчища Гога и Магога и т.д., во всех случаях был не «природным», а «судным», т.е. не «ледяным», а каменным, сравн.:
И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу (Иез.38:22)
.
Соответственно, и в образе невероятно тяжелого последнего града, оставляющего на людях мучительные язвы, читаются события последней брани и последнего суда, когда собравшееся «в армагеддоне» вселенское нечестивое воинство «побивается» каменным и огненным градом и тут же отправляется «в печь огненную» и «во тьму внешнюю» (Мф.13:42, Мф.22:13 и т.д.).
(Ранее уже отмечалось, что в библейском смысле язвы и открытые раны свидетельствуют о крайней нечистоте их «обладателя», поэтому весьма знаменательно, что именно в таком смысле воспринимают происходящее и адресаты последних язв из главы 16: не как случайное стихийное бедствие, — но с осознанием «тайны язв», то есть с пониманием, что язвы от града и связанные с ними мучения не «природное явление», а кара, нисходящая свыше)
Причем как «во тьме внешней» нет «могильного молчания», но царит «плач и скрежет зубов» (Мф.13:50, Мф.25:30, Лк.13:28 и т.д.), — так и пораженные язвами от града хулят Бога не в муках по плоти, а в вечных мучениях, уготованных проклятым за все совершенные ими преступления и беззакония (Мф.25:41, Мф.25:46).
Кроме того, знаменательным является и то обстоятельство, что в книге пророка Иезекииля в образе «побития» беззаконников каменным градом было прорисовано истребление лжепророков, а в образе «падения стены, обмазанной грязью», — грядущее разрушение «вселенского Иерихона»:
Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете; и узнаете, что Я Господь (Иез.13:13-14)
.
А в главе 30 книги пророка Исаии падение на нечестивых каменного града совершается «в день великого поражения, когда упадут башни», и практически буквально прорисовывает конец всего ветхого мира:
И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни… Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания… А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой. И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде (Ис.30:25-30)
.
А поскольку последние свидетельства главы 16 книги Откровение во всех смыслах соответствуют образной панораме, представленной в Откр.11:19, где явление в открывшемся Небесном храме ковчега завета также (и в том же порядке) сопровождалось не только «молниями, голосами и землетрясением», но и «великим градом», — вполне очевидно, что оба этих свидетельства посвящены последнему дню ветхого мира и Второму Пришествию Господа и Спасителя.
Более того, в самом общем смысле можно еще раз отметить, что события «последних язв», как и череда потрясений «земли и моря», связанная с семью небесными трубами, во многом соответствуют «казням египетским», представляя ветхий мир «вселенским Египтом», а новозаветные времена — временами Вселенского Исхода (с тем существенным отличием, что каждая из семи чаш последнего гнева является «смертельной» не только для жизни в ветхом мире, но и для пребывания в вечности).
А с другой стороны, при излиянии семи чаш последнего гнева в образе ветхого мира начинают проявляться черты и признаки «вселенского Вавилона» (Откр.14:8, Откр.16:18-19), падение которого во многих подробностях представлено в главах 17 и 18 книги Откровение.
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: О библейских смыслах образа «вавилонской блудницы» (Откр.17 – Откр.18)
Предыдущая статья: Седьмая чаша: великий город распался на три части, и всякий остров убежал, и гор не стало...(Откр.16:19-20)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #и град величиною в талант пал с неба на людей, Откр.16:21 #и хулили люди Бога за язвы от града потому что язва была весьма тяжкая, Откр.16:21