У нас принято ругать свой автопром и считать, что мы все только заимствуем или закупаем за границей, а меж тем, наша техника часто пользовалась заслуженным успехом за рубежом. Об одном таком случае, когда наш автомобиль мог стать легендой покорившей Америку я бы и хотел сегодня рассказать. Речь пойдет о микроавтобусе ЗИЛ-118.
Имел этот микроавтобус и другое название: «Юность». До того, как 1962 году появиться в качестве образца, автомобиль больше двух лет находился в стадии чертежей и разработок. Конструктора и дизайнеры творили его в свободное от работы время, и можно сказать по собственной инициативе. За основу взяли ЗИЛ-111. Правда пришлось усилить подвеску и добавить стабилизаторы поперечной устойчивости. Кроме этого возросшая масса автомобиля потребовала модернизации рулевой и тормозной систем.
Двигатель изначально пробовали прицепить от Урала, но позже вернулись к стандартному для ЗИЛ-111 мотору V8. Правда предварительно попилили лошадок с 200 до 150. Все так и делали гражданский автомобиль. пусть и на базе премиум класса, и он должен был быть менее требовательным к топливу.
Автомобиль получился очень оригинальный и красивый. Дизайнеры потрудились на славу, создав шедевр. Машина получилась очень футуристичной, намекающей на будущее. Плавные линии кузова. Практически панорамные окна. Крыша так же выполнена из затемненного стекла, плюс еще и люк размером 183 на 68 см. Все это делало автомобиль очень светлым и воздушным. Дизайнеры привыкшие работать с лимузинами премиум класса не подкачали и в этот раз. Внутри все было не менее великолепно, чем снаружи. Индивидуальное освещение, вешалки для одежды, пепельницы, весь салон выполнен в светлых тонах. Занималась разработкой внутреннего убранства женщина — Татьяна Киселева, это кстати именно ей автомобиль обязан своим именем «Юность».
Кроме этого Зил 118 оснастили прекрасной шумоизоляцией и хорошим внутренним микроклиматом. Микроавтобус можно было бы использовать для экскурсий или в качестве маршруток, а если еще доработать климатическое оборудование, то вполне поставлять на экспорт в южные страны…
Автомобиль вызвал море положительных отзывов в заграничных СМИ. Всем своим видом он совершенно не напоминал привычную советскую технику и был больше похож на автомобили из Британии или США. Личный интерес к микроавтобусу проявил внук Генри Форда, Уильям Клей Форд. В корпорации Форд он занимался как раз дизайном, и ознакомившись с ЗИЛ-118 предлагал выкупить лицензию, что бы начать выпускать автомобили Форд на его базе. Однако помешала политика. Представители завода и чиновники не пошли на сделку.
И хотя внутри страны автомобиль взял множество наград, понравился лично Никите Хрущеву, серийный выпуск так и не был налажен. В стране не нашлось денег на развитие перспективной модели. Было выпущено всего порядка 20 штук ЗИЛ 118 и чуть больше 80ти штук модификации получившей индекс ЗИЛ-118к.