Найти тему

Учимся общаться нетоксично

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

После шквала комментариев к последней статье и чистки особо диких (тех, в которых люди не скупились на оскорбления и нецензурную брань) было много разных эмоций. Напомню, это история травли, рассказанная с фокусом на маме жертвы, на её переживаниях, на том, как травля дочери разрушила её саму. Мама уже знает и понимает, что совершила ошибки, это и стало поводом для интервью, желанием рассказать о своих ошибках, чтобы другие родители их не совершали.

Комментарии сыпались весь первый день после публикации, потом я не смогла больше читать. Я посчитала, 90% содержали оценочные суждения, 50% откровенные оскорбления в адрес героини, 30% — нецензурную брань, за которую (если бы это не было анонимно) можно и по статье про честь и достоинство загреметь. Сейчас самых лютых комментариев уже нет, я их убрала в соответствии с политикой моего канала.

Палитра моих эмоций была разная, я вроде бы уже знаю про насильственное общение всё (вопросами травли ведь занимаюсь), казалось бы, видела всякое, и всё равно для меня это было непросто. Сначала злость и желание каждому сказать, что он сам такой. Но насилие множит насилие, я это знаю. Потом отчаяние — стало понятно, что просвещение по теме ненарушения границ, прокачка эмоционального интеллекта и навыков коммуникации ещё настолько в самом зачатке в нашей стране, что просто опускаются руки. Потом отбросила эмоции, вспомнила свои же слова, я всегда говорю: «Если из человека льётся столько мерзости в словах, что должно быть у него внутри, а каким жутким было, видимо, его детство, раз он умеет только так общаться». Всё, что здесь можно сделать, это помочь. Захотелось помочь. А чем я могу тут помочь? Ну, например, предложив альтернативные формулировки. Возможно, люди, действительно, откровенно не понимают, что своими оскорблениями, оценочными суждениями нарушают границы, что никто нам права не давал это делать, что любое своё мнение можно выразить конструктивно, не скатываясь на дно.

Вот мой скромный вклад в инструменты коммуникации, если кому-то будет полезно, я рада. Этому же мы должны и детей своих учить.

***

Как НЕ НАДО

Любые эпитеты типа «маман», «мамаша», «мамашка», «яжмать», «яжмамка», «душная», «ехидна», нецензурные эпитеты привести тут не смогу.

Как НАДО

По имени, «Ольга», например, «героиня истории», «мама девочки», любое нейтральное слово.

***

Как НЕ НАДО

«Это психически неполноценная мамаша годами травила свою дочь, испортила ей детство. ИМХО, её, мамашу, надо было как минимум ограничить в правах, а затем направить на лечение, и заняться этим должна была опека. Странно, что мать так легко отделалась, даже после драки с мальчиком. Неужели пдн не обратили внимания, что женщина скудоумная?»

Как НАДО

«Жаль, что состояние мамы не позволило ей вовремя по-взрослому заняться проблемой травли ребёнка в школе. В итоге ребёнок так долго страдал».

***

Как НЕ НАДО

«Мать явно / точно / стопудово врёт»

Как НАДО

«У меня есть сомнения в правдивости слов героини». Вы не можете утверждать (явно / точно / стопудово врёт), вы не следователь.

***

Как НЕ НАДО

«...ей нравилось лечиться, и поэтому она продлила удовольствие на 10 лет».

Как НАДО

«На мой взгляд, в фокусе внимания мамы слишком сильно было её здоровье, но не могу утверждать, чужая душа потёмки». Вы не знаете, что ей нравилось, вы не были в голове героини.

***

Как НЕ НАДО

«Ей лечиться надо», «Ей надо в дурдом / дурку / сделать лоботомию», «Прежде чем рожать детей, надо было к психиатру».

Как НАДО

«Я не специалист, но, похоже, мама не зря обратилась за помощью к психотерапевту, хорошо, что это ей помогло скорректировать свои установки и поведение, и со вторым ребёнком уже действовать иначе».

***

Как НЕ НАДО

«Я вот так никогда не делаю. Да, я в белом пальто, и мне в нём хорошо, я не такая». Часто подобный комментарий сопровождался при этом оскорблением героини, что уже вносит когнитивный диссонанс. Простите, но человек, который позволяет себе такое, скорее всего, точно так же может обозвать своего ребёнка, позволить оценочное суждение в его сторону, а это уже плохой пример родительства, это уже минус, слова в данном случае говорят сами за себя.

Как НАДО

«Не хочу хвастаться и превозносить себя, но, в подобной ситуации я сделала вот так...».

***

Как НЕ НАДО

«Автор, вы не разрешили писать оскорбления, а что я жалеть и хвалить должна?».

Как НАДО

Это в принципе никак не переформатируется. Просто поймите, что НЕ ОСКОРБЛЯТЬ не равно хвалить и жалеть. Мнение можно выражать без оскорблений и оценок.

Ну и вот пример моего любимого комментария, хотелось бы, чтобы таких было больше: «Я не буду давать оценку маме и её действиям, это не в моём праве. Просто приведу свой пример...» Да, да и ещё раз да! Мы не в праве оценивать и осуждать, но можем привести свой пример. Тем более нет смысла осуждать, когда герой истории уже сам себя осудил и без нас знает, что ошибался, а теперь отрефлексировал свои ошибки, готов даже в них признаться. Вообще-то, рефлексия, главный двигатель обучения. Мы детей этому учить должны. В школьной программе неспроста «Преступление и наказание» пока ещё есть, потому что это очень мощно — показать человека, который совершил проступок, но осознал его.

И ещё. Невозможно минимизировать травлю, если сами мы, взрослые не научимся, что осуждать, тыкать пальцем, унижать, оскорблять, обзывать, сыпать оценивающие суждения там, где нас никто об оценке не просил — это нарушать границы. Даже если тот, в кого мы тыкаем, ошибся. Все те же самые мысли, наше ценнейшее мнение можно донести иначе. От того, что мы ещё сто раз скажем человеку, который и сам себя осудил, который уже знает о своих ошибках, что он земляной червь, что изменится? Наша самооценка только поднимется? А человек ещё лучше от этого не станет. А нам что надо? Чтобы он хуже стал?

Ведь в детском коллективе работает также. Довольно часто жертвами травли становятся дети, которые накосячили. А дети (потому что они ещё дети, их пока никто не научил иначе), вместо того, чтобы спокойно по-взрослому объяснить, что этот накосячивший был неправ, потому что у его поступка вот такие последствия, ведут себя ровно как в комментариях: «Ааа, сам дурак!», «Тебя в психушку надо!», а взрослые вместо того, чтобы научить взрослому разговору, только принимают эти детские правила игры: «Да, правильно, что тебя травят», на самом деле это можно перевести так: «Ты урод, ты же накосячил, прощения тебе нет, никакой коррекции твоего поведения мы не хотим, хотим только, чтобы ты точно убедился, что ты урод и... и... ну не знаю, выпились!»

Чтобы научить детей ненасильственному общению, коммуникации, ненарушению границ, нетоксичности, хорошо бы нам, взрослым, начать с себя.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.