Танк - он вам не трактор. У танка скорость большая, а у трактора маленькая. И поэтому танку, а также прочей военной гусеничной технике, нужны обрезиненные опорные катки. Однако так было не всегда. Были в нашей истории времена, когда танки "бегали" с выдающимся стальным лязгом необрезиненных катков об гусеничные траки. Звон такой стоял, что уши закладывало.
Итак, обрезиненные опорные гусеничные траки, это такие траки, поверх которых в виде обода или бандажа наносится слой резины. Его назначение вполне очевидно - он предотвращает износ гусеничных траков и стальных катков. Это своего рода прокладка, амортизатор, расходник, который при растрескивании просто меняют на новый. Ну и разумеется шума от езды на обрезиненных траках гораздо меньше. Снижается также и расход топлива на 5 - 7 %. Иными словами, они должны быть на гусеничной военной техники всегда. Должны, но не обязаны...
Так во времена ВОВ массовый выпуск Т-34 привёл к тому, что резины просто перестало хватать на то, чтобы "обувать" все танки как положено. Зачастую нехватка резины была следствием проблем с логистикой. Так например из Ярославля, где эти резиновые бандажи делали, их нужно было транспортировать по Волге, чтобы затем распределить на танковые подразделения. Волга зимой замерзала, и возникали проблемы с доставкой.
Когда же резины в стране стало катастрофически мало, то было принято решение - ставить на танки опорные катки без обрезиневания. Но при этом уцелевшие обрезиненные ставить по краям спереди и сзади танка, чтобы хоть как-то смягчить ударные нагрузки. Однако это вовсе не означает, что эти необрезиненные катки были без амортизации. Потому что она была, просто внутренняя.
Так например если взглянуть на один из таких катков в разрезе, то можно увидеть, что внутри есть два резиновых кольца. Именно они и выполняют роль амортизаторов. И если бы их не было, то эти катки просто разрушились бы на высоких скоростях, а также погнули бы все пальцы траков самих гусеничных полотен.
Однако время шло, а резины в стране больше не становилось. И тогда было принято решение - ещё сократить расход резины в этих внутренних амортизаторах. Времена были суровые, и такие тяжёлые решения принимались не от хорошей жизни. Победа нужна была любой ценой, и не хотелось профукать её из-за нехватки резины.
И тогда было решено сократить расход резины за счёт увеличения числа самих колец с последующим значительным снижением их размеров. На фото можно видеть, что теперь вместо двух их стало четыре, но они значительно уменьшились.
Стоит ли говорить, что сами танкисты были от таких нововведений, мягко говоря, не в восторге. Потому что изнашивались и гусеничные траки, и сами опорные катки с большой интенсивностью. Изнашивались, но не ломались.
И поэтому на некоторых танках до сих пор видеть опорные катки, которые все разные. С разными резиновыми амортизаторами внутри.
Всё жутко громыхало, резонировало, уходило в разнобой, но при этом работало и не ломалось.
Сейчас же времена другие. Зачастую в танковой колонне есть специальная машина сопровождения не только с запчастями, но и с резинками-расходниками.