Минздрав не объявлял, зачем надо было уничтожать интернатуру, видимо, для развития наставничества, о котором пышно заявлялось, но мало что было сделано. Успехи полулегального и альтруистического шефства опытных над молодыми врачами ведомство относит на свой счёт.
Уничтожая интернатуру, Минздрав не чувствовал раскаяния, ориентируясь на прозападные ценности, где каждый ученик сам себе учитель. Опросы врачей показывали заинтересованность каждого второго в помощи старших коллег, принципиально отрицали шефство над молодыми чуть меньше четверти. На возмущение врачей ведомству было как-то всё равно, если бы в трудовой практике всё заладилось, не срослось - молодые врачи оказались не готовы к самостоятельной профессиональной деятельности.
Проблем добавила программа модернизации первички, поэтому Минздраву под управлением Вероники Скворцовой пришлось задуматься над закрытием «дыры» практической помощи выпускникам вузов. Решение взяли из советского прошлого – наставничество, но официальным прообразом министр назвала именно резидентуру: «По терапевтическому профилю во всех странах Европы, на американском континенте, включая Канаду, это 2-3 года, по хирургическим базовым профилям – 4-5 лет, по узким специальностям – до 7 лет».
Параллельно госпожа министр обнадёжила президента Путина, что наставничество «гарантированно приведёт в первичное звено дополнительно более 11 тысяч специалистов: более 7 тысяч выпускников вузов и более 4 тысяч выпускников ординатуры». Предложено было прикреплять наставника на 3 года. В конце 2019 года Минздрав объявил о разработке проекта федерального закона о наставничестве и выпустил методичку, на 32 страницах расписав обязанности при символической оплате труда: «при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании».
По завершению отечественной эпидемии - в 2021 году НИИ оргздрава предложил семь моделей наставничества для профессиональной адаптации, карьерного роста, повышения качества «обслуживания» пациентов и культуры в ЛПУ. Кроме выпускников наставников рекомендовалось назначать вышедшим из декрета, предпенсионерам, сменившим специальность и место работы, выгоревшим на работе, но уже на 2 года. Наставником предложили брать специалиста с высшей категорией и, как минимум, пятилетним стажем работы.
Закон о наставничестве так и не узаконили, но в 13 регионах начали пилотный проект по апробации, как сообщила на пятничном круглом столе в Совете Федерации директор департамента Минздрава Людмила Летникова, наставничеством обременили больше 500 врачей. «Субъекты разработали различные меры поощрения наставников. Молодые врачи постоянно с ними на связи — телефонной, видеосвязи, если только они не работают в одном отделении».
Что получили от Минздрава регионы, кроме руководящих указаний – неизвестно, но точно не деньги и не легализацию наставничества. Что получают наставники, кроме «спасибо» подшефного – терра инкогнито. Минздраву удаётся бесплатно привлекать в аккредитационные комиссии тысячи членов и наставничество он поднимет без единого казённого рубля - за чужой счёт.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача