Одной из самых обсуждаемых тем сейчас – это параллельный импорт, который был разрешен еще в марте 2022 года с целью нивелировать негативные последствия санкций. Однако, ввозить иностранную продукцию в страну можно было только с мая 2022 года. И вот спустя почти полгода, можно начать делать какие-то выводы и о чем-то говорить. Редакция Росконтроль разобралась в этом вопросе и узнала, как параллельный импорт поможет и помогает ли справляться с дефицитом на рынке автомобилей и запчастей к ним.
Почему запрещали раньше?
Для того, чтобы дать точный ответ почему параллельный импорт был под запретом до марта 2022 года надо понимать схему. А схема такая: параллельный импорт – это возможность ввезти в страну какой-либо оригинальный продукт/товар без разрешения производителя или правообладателя. Продукт/товар – это не только физический объект (например, автомобиль марки KIA), но и само название (бренд) - KIA. То есть зарегистрированный товарный знак.
В России правообладатель получал свидетельство, а вместе с ним – широкий набор прав:
· Никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя;
· Если кто-то выпустит автомобиль и самодельно наделит его товарным знаком (ТЗ) KIA, такой товар изымался из оборота как контрафакт;
· Владелец ТЗ имел право подать в суд и получить солидную компенсацию.
Так же, если кто-то хотел ввезти в страну настоящий автомобиль KIA и продавать его без разрешения правообладателя, это вновь – иск, суд и компенсация. Поэтому до официального разрешения на параллельный импорт машину KIA можно было купить только у официального дилера. Вывод - параллельный импорт – это разрешение на использование ТЗ без санкции правообладателя. Чаще такие товары еще называют «серыми». Не путать с контрабандой, пиратством и контрафактом – вся эта терминология имеет совершенной иной смысл. У таких товаров как правило нет:
· Лицензии;
· Сертификата качества производителя;
· Он ввозится на территорию страны нелегально;
· Он не декларируется на таможне.
По сути, единственная разница между «серым» и «белым» товаром – отсутствие разрешения от производителя.
Плюсы и минусы «белого» импорта автомобиля
Плюсы:
· гарантия оригинальности;
· гарантийные обязательства и официальный ремонт;
Минусы:
· монополия у поставщика на установление цен;
· зависимость в поставках от одной компании.
Плюсы и минусы «серого» импорта автомобиля
Плюсы:
· Свободное ценообразование;
· Нет зависимости от официального поставщика.
Минусы:
· Нет гарантии оригинальности;
· Нет гарантийных обязательств от производителя и соответственно отсутствует официальный ремонт.
Почему разрешили параллельный импорт автозапчастей?
Из-за санкций стали возникать сложности с логистикой. У участников рынка возникли проблемы не только с ремонтом автомобилей в гарантийный период, но и с тем, что кто-то его «прокатал». Запчастей на Российском рынке не было и заказать их было сложно, а порой и невозможно.
Поэтому власти приняли решение, что запчасти должны попадать в продажу, так как техническое обслуживание автомобиля, который уже ездит по стране – это в первую очередь безопасность.
При этом, сейчас схема параллельного импорта позволяет решить вопрос с гарантийным ремонтом автомобиля. По запчастям, относящимся к группе расходных (фильтры, тормозные диски и колодки), на рынке есть как оригинальная продукция, так и неоригинальная. Сложности возникают с запчастями для агрегатного ремонта, электронными компонентами и эта проблема тянется со времен пандемии, а также с уникальными запчастями для кузовного ремонта.
Однако, у автомобильных экспертов есть надежда, они считают, что параллельный импорт поможет рынку вне зависимости от того, кто будет привозить товары — дилеры, официальные представительства через другие компании или еще кто-то. Например, через страны, где параллельный импорт разрешен- в тех же Арабских Эмиратах. Там было дешевле, чем у дистрибьютора, но их ввоз в Россию до весны 2022 года запрещали.
Машина по параллельному импорту – это как?
Из-за санкций, некоторые автобренды прекратили свою деятельность, а кто-то и вовсе ушел из России, что определенно отразилось на общем объеме дефицита присутствия зарубежных автомобилей на рынке.
Те автобренды, которые пока не давали публичных громких заявлений и просто временно прекратили работу в ожидании изменений в ситуации, в список Минпромторга по параллельному импорту не вошли.
А те, кто выразил довольно четко свою позицию, в этом списке есть. Теперь любой дилер сможет привезти себе для продажи автомобили по схеме, по которой раньше, например, завозили в РФ модели Tesla.
Список марок автомобилей и автокомпонентов для параллельного импорта:
Что по гарантии?
Дистрибьютеры не берут на себя гарантийные обязательства при параллельном импорте. Дилеры сейчас не включают в договор гарантийное обслуживание. Вывод, что автомобили, поставленные по параллельному импорту, в случае неисправностей, чинить придется за отдельную плату, поскольку «гарантийка» не включена в стоимость автомобиля.
Подводные камни параллельного импорта
Давайте не будем забывать, что современный автомобиль – это не только корпус и колеса. Это еще множество электронных компонентов, которые необходимо адаптировать под российские условия. Речь, в частности, идет о программном обеспечении. То же радио, которое вы часто слушаете в машине, надо настроить не просто поиском радиоволны, а так, чтобы у вас радиоволны были российскими, а не азиатскими или европейскими в зависимости откуда была привезена машина.
Что по ценам?
Ранее для того, чтобы ввезти в страну партию или серию машин юрлицу нужно было:
· Иметь разрешение от владельца бренда для получения одобрения;
· Получить одобрение либо на партию, либо на серию авто.
Такой документ могли оформить исключительно официальные представительства автокомпаний.
Во времена параллельного импорта нужно:
· Получить одобрение;
· Оплатить таможенные пошлины, утилизационный сбор и установку на автомобиль ЭРА-ГЛОНАСС.
Условный дилер сейчас может ввезти партию машин, указанных в списке Минпромторга брендов, оплатив все расходы. И далее продавать у себя в автосалонах за большие деньги, чтобы отбить свои затраты. Если мы говорим о Bentley, Jaguar Land Rover и так далее, то это единичные модели, которым удорожание не так страшно. Но в России массово покупают совсем другие машины, для которых увеличение стоимости может быть очень чувствительным, особенно для моделей, которые выпускались в России локально.
При этом массовых моделей в списке Минпромторга вообще нет. Поэтому по мнению экспертов, выходом будет включить в параллельный импорт все марки автомобилей. Тогда бы история «параллели» стала масштабной и менее затратной для дилеров.