Найти тему

80 годы ХХ века. Карьер трубки "Сытыканская". Необычная работа для БелАЗ–548. № 417

Фото автора с Яндекса. Маслозаправщик на отвале в карьере.
Фото автора с Яндекса. Маслозаправщик на отвале в карьере.

Здравствуйте! Вас приветствует канал "Колхозный водитель транспорта". Сегодня мы с вами дорогие читатели будем работать в карьере трубки "Сытыканская" на вскрышных работах. Так уж получилось что колхозник умудрился и там побывать.
Обыкновенная ночная рабочая смена. С 20-00 до 8-00. С перерывом на обед с 00-00 до 01-00. Зима. Крайний Север, температура воздуха в пределах - 35, к утру опустилась чуть ниже. Ветра почти нет, снега много, вполне комфортная рабочая погода.
Автор работает на БелАЗ–548 с бортовым номером 417. Время на часах в кабине БелАЗ, 04-17 минут Якутского времени, с московским разница в шесть часов. Получается что на Кубани сейчас 22-17. Идёт ещё вчерашний день. Понять это трудно, но можно, если сильно захотеть. Белазисты скажут, что в БелАЗ того времени не было бортовых часов. В 417 были обыкновенные ручные часы, ремешком привязанные к рычагу включения фар и габаритов с кнопкой сигнала. Часы нужно было заводить в одно и то же время, раз в сутки. Делал это водитель ночной смены ровно в 00-00 часов такова была традиция. Часы переходили с машины на машину вместе с экипажем.
Выгрузив в отвал очередной рейс вскрыши, машина возвращается за очередной порцией груза. Работа плотная, скучать было некогда. До выполнения сменной нормы, осталось сделать пару рейсов. В карьере рейсы водители называют "ходками", сколько раз БелАЗ сходил от экскаватора на отвал. Не доезжая до экскаватора водитель заметил, что погасли бортовые огни экскаватора. Освещалась только кабина и машинный отсек. Бывает! Остановился у экскаватора, включил свет в кабине и начал читать журнал, какой был в кабине. Дело в том что без распоряжения горного мастера смены, машины не могли перемещаться на другое место работы. Наше дело ждать команды мастера смены.

Фото автора с Одноклассников. В карьере "Сытыканский".
Фото автора с Одноклассников. В карьере "Сытыканский".

К экскаватору подъехала "вахтовка" на базе автомобиля УРАЛ. С кабины вышел мастер смены, его было легко отличить от вышедших с салона "вахтовки" бригады ремонтников, по цвету защитной каски, у ремонтников каски оранжевые, у мастера белая. Если приехала такая бригада, значит поломка серьёзная. Журнал в сторону, ждём команды. Машины одна за другой стали уходить от экскаватора. Осталась "вахтовка" и машина автора. Мастер направляется к машине, начинает по лесенке подниматься в кабину БелАЗ. Открывается дверь кабины, и мастер просит водителя подвинуться, пришлось сесть на стажёрское сидение. Любил этот мастер порулить карьерным самосвалом.
Оказалось, на экскаваторе лопнул трос, нужна замена. К–701 который в карьере называют "Кашка", поставлен на ППР. Запасной трос должен тащить БелАЗ. Больше нечем.
– Давно хотел прокатиться на машине с пяти ступенчатой ГМП!
Сказал мастер и тронул машину с места. Спорить с мастером, было бесполезно, он в карьере главный. Вся смена подчиняется горному мастеру, в том числе и водители. Пустая машина вышла с карьера на четвёртой передаче. Приехали на базу, машина подъехала к бухте с тросом, передним бампером. Слесаря зачалили, конец троса. БелАз начал движение задним ходом на первой задней передаче. На пяти ступенчатой ГМП две задних передачи, первая и вторая. Отмотав нужное количество метров троса машина остановилась. Автор был только свидетелем процесса. Всю работу водителя выполнял мастер. Слесаря сделали контрольный промер троса. Сварщик начал обрезать трос от бухты. В это время мастер лихо развернул машину. Слесаря начали крепить трос. Мастер вышел из кабины, проверить крепление троса к машине. Автор любовался слаженной работой. Машина тронулась с места, за ней змейкой тащился толстый канат троса, для экскаватора ЭКГ–8. На место прибыли без происшествий.
– Грузись рудой, и на фабрику! Сказал мастер покидая кабину машины.
07-15 утра БелАЗ–548 под номером 417 зашёл в ворота автобазы.
Значит сегодня водитель будет рано дома!

Фото автора 25.10.2022. Станица.
Фото автора 25.10.2022. Станица.

Покраснели листья на деревьях, заканчивается второй месяц осени! Небо чистое, тепло. Спасибо за внимание! Берегите себя!